Юный техник 1994-05, страница 72

Юный техник 1994-05, страница 72

КАК РАЗДВИНУТЬ ГРАНИЦЫ РЕЗКОСТИ

Если вы захотите снять натюрморт или композицию предметов, разложенных на столе, наилучшее положение аппарата для съемки — верх-ненереднее, в миниатюре воспроизводящее «вид с птичьего полета». Такой ракурс позволяет охватить все многоплановое пространство объекта. Правда, выполнить удовлетворительный снимок обычными любительскими средствами удается редко: короткое расстояние, недостаточное освещение и отсутствие штатива вынуждают пользоваться открытой полностью диафрагмой, чтобы сделать моментальный снимок с рук. При этом глубина резко изображаемого пространства столь мала, что выходит лишь передний план, а все, что за ним, получается размытым.

Однако существует прием, позволяющий многократно увеличить глубину резкости при том же значении диафрагмы. Для этого плоскость пленки, а значит, и корпус камеры надо повернуть на некоторый угол относительно оптической оси объектива (рис. 1). Для- такой операции требуется камера особой конструкции. Корпус такого аппарата 1 с пленкой в кадровом окне 2 посредством светонепроницаемого меха 3 соединен с объективом 4. Оптическая ось последнего нацелена на середину фо

тографируемого объекта 5. Максимальная глубина резко рисуемого пространства получается при таком наклоне корпуса, когда плоскости пленки А, объектива Б и объекта С пересекаются по одной линии, обозначенной на рисунке точкой О. Заметим, что таким образом можно, повернув камеру на вертикальный кадр, снимать надписи, картину или декоративный рельеф на стене.

Как правило, устройствами для наклона объективной доски (или кассеты) оборудуются крупноформатные камеры павильонного типа. Но нет принципиальных препятствий, чтобы дополнить таким качеством и малоформатные аппараты со сменяемой оптикой. Опытным путем найдено, что в камерах типа «Зенит» угол АОВ разворота диаметральной плоскости объектива и корпуса может до-

68