Сделай Сам (Знание) 1991-02, страница 37кусным объективом. В случае малоформатного фотоаппарата объектив с фокусным расстоянием в 135—200 мм обеспечит сохранение иллюзии «крупного» солнечного диска. Объективы большего фокусного расстояния применяются для съемки таких сюжетов лишь с целью получения специального эффекта, так как естественность восприятия общей картины при этом утрачивается. Широкоугольные объективы для съемок таких сюжетов малопригодны, так как солнце в этом случае получается настолько мелким, что совсем не соответствует нашему восприятию картин восхода или заката. Считается, что солнечный диск можно смело включать в кадр, не боясь возникновения рефлексов, если на него смотреть незащищенным глазом и оно при этом не слепит. Но тем не менее светозащитная бленда и в этом случае совершенно необходима. Наилучший эффект при съемке картин подобного рода достигается при использовании объективов с многослойным просветлением, которые почти полностью гарантируют получение, отличных снимков без рефлексов. Цвет листвы деревьев и кустарников во многом зависит от состояния небосвода. При безоблачном небе листва часто получается с синеватым оттенком в результате отражения глянцевой ее поверхностью синевы неба. Такого явления не наблюдается, если небосвод хотя бы на 30—40 % покрыт облаками. Луговая трава, как правило, всегда имеет на слайдах естественный цвет, так как в отличие от листвы некоторых пород деревьев не имеет блестящей поверхности. Небо на слайдах редко получается переэкспонированным, что часто наблюдается при съемке на черно-белые пленки, если снимают без желтого светофильтра. Поэтому оно почти всегда воспроизводится хорошо. Объясняется это тем, что, несмотря на высокую яркость неба, свет от него воздействует только на верхний, синечувствительный слой, поскольку два последующих защищены от синих лучей желтым фильтровым слоем. Насыщенностью цвета неба на слайдах управляют с помощью поляризационных светофиль- 36 т р о в, но это не всегда приносит успех, так как «притенение» неба таким способом возможно только под определенными углами к солнцу, да и не все поляризационные светофильтры обеспечивают правильную цветопередачу. В связи с тем, что насыщенность цвета неба на слайдах в сильной степени зависит от экспозиции, эту особенность используют: при даже очень малой недодержке небо получается заметно темнее, тогда как основной пейзаж воспроизводится правильно. И наоборот,— небольшая передержка «разбеливает» на изображении небо, и оно получается бледно-голубым. Наиболее впечатляющая картина предгрозового состояния природы на слайдах выходит в тех случаях, когда тучи низко нависают над самой землей, а сам пейзаж освещен солнцем. Последнее условие считается непременным, так как, стоит тучам закрыть солнце, все краски сразу «погаснут» и эффектного кадра уже не получится. Различные водные поверхности украшают снимки, особенно когда в них видны отражения. Этими отражениями определяется цвет водных поверхностей: если в них отражается синее небо, он будет синим; небо, покрытое белыми облаками, даст нам на слайде «белую» воду. При безоблачной погоде вода часто приобретает на снимке неприятный чернильно-синий оттенок значительно более насыщенного цвета, чем само небо. Объясняется это. частичным поглощением света водой, в результате чего изображение неба в воде как бы недоэкспонируется по сравнению с небом из-за особой чувствительности к экспозиции синечувствительного слоя. Такие снимки производят неприятное впечатление, поэтому лучше избегать сюжетов с большими водными поверхностями, если небо безоблачно и имеет относительно темный цвет. Несколько улучшить впечатление от таких пейзажей позволяет применение при съемке оттененных нейтральных светофильтров, с помощью которых удается понизить яркость неба, не изменив тональности его отражения в воде, равно как и всего основного пейзажа. При частичной облачности таких неприятных явлений |