Сделай Сам (Знание) 1992-04, страница 34ет пользоваться шероховатой бумагой или картоном. Необходимые поправки в процессе работы вносят только по смоченной или удаленной краске, соскоблив ее бритвой или скальпелем. Для работы гуашью применяют мягкие, но упругие кисти (как плоские, так и круглые); некоторые живописцы-станковисты используют эластичные круглые щетинные кисти. Гуашь широко применяется при работе плакатными перьями и рейсфедером, для этого ее разводят так, чтобы краска легко с них сходила. При закрашивании больших плоскостей гуашь разводят и наносят аэрографом. Перед работой непосредственно на ткани, последнюю, как и бумагу, следует покрыть смачивателем № 1, предотвращающим скатывание краски в капли. При работе над плакатом, предназначенным для улицы, в краску необходимо добавить 5...6%-ный раствор столярного клея или желатина, а также алюмокалие-вые квасцы, служащие дубителем для клея. Главная трудность работы с гуашью заключается в том, что краска, высыхая, резко светлеет или темнеет и художнику трудро следить во время работы за правильностью цветовых и тоновых соотношений. Светлеют: окись хрома, кобальты, кадмии, охра светлая, охра золотистая, изумрудная зеленая. Темнеют и вновь высветляются: сиена натуральная, сиена жженая, краплаки, ультрамарин. Темнеют: ганза желтая, оранжевая. Темнеющие краски и краски высветляющиеся обычно разбеливают цинковыми или серебристыми белилами, входящими в ассортимент гуашевых красок. В разбеливании нуждаются также лесси-ровочные и полулессировочные краски для повышения их покрывистости. Для определения цвета высохшей гуаши, как правило, пользуются заранее составленными накрасками, что упростит работу начинающему живописцу; вообще же работа гуашью требует определенных навыков. Хранить гуашь следует в плотно закрытых банках при комнатной температуре, не допуская охлаждения ниже нуля. В случае, если гуашь засохла, ее легко восстановить. Для этого краску заливают водой или лучше 1 %-ным раствором желатинового или столярного клея и выдерживают в течение 2...3 сут, после чего тщательно размешивают до получения однородной массы. Хранить работы, выполненные гуашью, следует в папках. Сворачивать такие работы в трубки нельзя из-за хрупкости красочного слоя. ТемпераНа протяжении многих веков темпера (минеральная краска, растертая со связующим веществом) была основным материалом станковой живописи. Слово «темпера» происходит от латинского «темпераре», что означает «смешивать». В зависимости от связующих веществ, образующих эмульсию, темпера делится на масляно-казеиновую, яичную, поливини-лацетатную, лаково-масляную и другие. Темперу иногда комбинируют с масляными красками, гуашью, акварелью, а такжечпастелью и углем. Темперные краски выпускаются Ленинградским заводом художественных красок и производственным комбинатом бывшего Художественного фонда СССР. Нами будут рассмотрены три основных наиболее распространенных вида темперы: масляно-казеиновая, поливинила-цетатная, а также яичная. Масляно-казеиновая темпера Масляно-казеиновая темпера представляет собой водорастворимую краску, состоящую из тонкоперетертых пигментов, смешанных с эмульсией, составленной из отбеленного льняного масла в водном растворе казеина. В краску добавляют также иногда ализариновое масло, служащее эмульгатором, и фенол — антисептик, предохраняющий краску от плесени, и разрушения спорами различных грибов. Масляно-казеиновая темпера — краска, предназначенная для работы на специально грунтованном холсте, бумаге, а также на картоне и дереве. Из-за хрупкости темперных красок рекомендуется холст предварительно наклеивать на жесткое основание — картон, фанеру и пр. Приклеивают холст казеиновым клеем. Но темперными красками работают и на холсте, натянутом на под 2 Сделай сам № 4 33 |