Сделай Сам (Знание) 1992-04, страница 36ся, мелится и распыляется. При этом замечено, что одни краски отслаиваются в большей, а другие в меньшей степени. Очень заметно отслаивание, например, цинковых белил, кобальтов, окиси хрома и др. Масляно-казеиновую темперу следует считать полноценной лишь тогда, когда она не загустевает, не расслаивается, не изменяется резко в цвете по высыхании. Поэтому рекомендуется работать свежей темперой. Перед покупкой следует проверить дату выпуска, проставленную на тубах. Темперу хранят при комнатной температуре. При более высоких температурах, а также при температуре ниже 0°С происходит разрушение эмульсии и краска расслаивается. Яичная темпера Яичная темпера получила наибольшее распространение в эпоху Возрождения (XIV...XVI вв.), когда ею работала целая плеяда выдающихся художников, таких, как Рафаэль, Леонардо да Винчи. Большое распространение яичная темпера получила и на Руси, о чем убедительно говорят темперные росписи XV...XVI вв многих русских храмов. Существует несколько видов яичной темперы: из цельного яйца, белковая, из желтка (последняя получила самое широкое распространение). Яичный желток, являясь естественной эмульсией, в состав которой входят вода, альбумин и ветелин, яичное масло, лицетин, минеральные вещества и др. и которая отличается особой прочностью и стабильностью, способен образовывать эмульсии с маслами, лаками и водой. Яичное масло, входящее в желток, включает олеиновую, пальметиновую и Рис.2. Выкатывание желтка на ладонь г* стеариновую кислоты и играет роль связующего в краске. Лицетин является эмульгатором и пластификатором в темперных красках. Альбумин придает желтку клеяшие свойства, необходимые для связывания пигментов, и улучшает адгезию красок. Яичная темпера делается водно-жел-тковой, желтково-лаковой, желтково-масляной, казеиново-масляной, восковой и др. Наиболее распространенной яичной темперой является водно-желтковая темпера, а также лаково-желтковая, широко применяемая художниками Палеха для живописи миниатюр. Для приготовления яичной эмульсии яйцо разбивают с тупого конца* (со стороны пуги — воздушного мешка). Отверстие скорлупы выравнивают, из нее выкатывают мешочек с желтком на руку (рис.2) и перекатывают с ладони на ладонь, тем самым очищая его от остатков белка. Затем прокалывают мешочек и выливают желток в предварительно промытую скорлупу, в которую до края наливают 2%-ный раствор уксусной кислоты с таким расчетом, чтобы количество ее было равно объему желтка. Эту операцию можно делать и в стакане. Для приготовления эмульсии древние живописцы обычно пользовались вместо уксуса хлебным квасом в тех же пропорциях. Они считали, что краски, приготовленные на хлебном квасе, ложатся мягче и по высыхании становятся более звучными. После добавления к желтку раствора уксусной кислоты или кваса состав размешивается деревянной лопаточкой или мутовкой (рис.3). В приготовленную эмульсию добавляют пигмент и стирают эмульсию с пиг Р и с 3 Размешивание эмульсии мутовкой 35 |