Сделай Сам (Знание) 1992-04, страница 38Наклеивают бумагу и на холст. В этом случае эластичность холста предохраняет бумагу от деформации, а краску — от растрескиваний и осыпания. Бумагу на холст наклеивают крахмальным клейстером, в который добавляют небольшое количество столярного клея или технического желатина, а в качестве пластификатора — глицерин. Холст с наклеенной бумагой кладут под пресс, что делает соединение более качественным. Клеевой грунт. Для грунтовки бумаги ее проклеивают с двух сторон 4...5%-ным раствором технического желатина, в который для задубливания добавляют немного 0,5%-того раствора алюмокалиевых квасцов. Затем бума1у натягивают на доску (подкладывая под бумагу еще один лист). При грунтовке больших листов бумаги их проклеивают вначале с одной стороны и, подвесив за угол, сушат. После того как лист высохнет, проклеивают его другую сторону и снова сушат. Если в проклейку добавить немного пигмента (который предварительно замачивают в воде), то получится слабоокра-шенная тонированная бумага. На такой бумаге выполняют не только живописные работы, но и рисунки. Если требуется шероховатая бумага, то в проклейку из желатина добавляют немного крахмальной муки, такая бумага лучше принимает краску. Добавка в проклейку небольшого количества мела или гипса также делает бумагу приятной шероховатой фактуры. Кроме технического и пищевого желатина, бумагу грунтуют очень жидким крахмальным клейстером, поливинилацетатной эмульсией или снятым и разбавленным молоком. В качестве основы для живописи гуашью, как уже говорилось, пользуются плотными сортами картона, например оргалитом. Проклейку картона производят 4...5%-ным раствором технического желатина. Для предупреждения коробления картона его обычно проклеивают поочередно с двух сторон (как большие листы бумаги), однако лучше тыльную сторону картона покрыть масляной краской или поливинилацетатной эмульсией, что понизит его гигроскопические свойства и предохранит картон от деформации при хранении живописи. Выпускаются и различные виды уже грунтованных картонов, из которых для работы гуашью и масляно-казеиновой темперой наиболее приемлемы картоны с грунтом на казеиновом клее, который со стоит из следующих компонентов: казеина, аммиака, глицерина, белил цинковых, мела, фенола и эмульгатора ОП-7. Чтобы приготовить эмульсионный грунт, нужно предварительно подготовить казеиновый или желатиновый клей и в небольшом количестве воды замочить белила, что необходимо для предотвращения комкования белил при введении их в эмульсию. В подготовленный клей, разбавленный теплой водой, до нормы вливают льняное масло небольшими порциями и тщательно размешивают. Затем добавляют и остальные компоненты. После высыхания проклеенный холст задубливают формалином, равномерно Смачивая им поверхность холста. Состав эмульсионного казеинового грунта, г: Казеин 16 Вода (для растворения казеина) 100 Масло льняное 180 Белила цинковые (сухие) 300 При растворении казеина в клей вводится 5 г 25%-ною раствора аммиака. Перед нанесением грунта холст должен быть заранее проклеен казеиновым клеем два раза. Для изготовления грунтов отечественной промышленностью выпускаются сухие расфасованные материалы. Белила цинковые и мел в расфасовках по 200 г, фотожелатин (350 г), порошок казеинового клея (100 г). Грунтованную эмульсию наносят в 2...3 слоя. Дубление грунта не производят. Можно приготовить грунт на желатиновом клее. Готовят этот грунт так же, как и казеиновый. Проклейку холста производят желатиновым клеем два раза. 37 |