Сделай Сам (Знание) 1992-04, страница 35рамник, однако это требует аккуратного обращения с хранящимися картинами. При грунтовке холста для темперных красок осуществляются следующие операции. Сначала холст проклеивается составом, состоящим из 7 г. казеина, растворенного в 100 см3 воды. В этот раствор добавляют еще 9 г 3%-ного раствора буры, улучшающего клеевые свойства казеина. После просыхания проклейки наносится эмульсионный грунт следующего состава, части (по массе): казеин 20 бура 9 льняное масло 10 цинковые белила 50...80 глицерин 5 фенол 0,1 вода 300 Белила во избежание комкования предварительно замачивают в части воды до получения сметанообразной массы. В оставшуюся часть воды вводятся все остальные компоненты, затем составы соединяются. Грунт для темперных красок не должен быть «тянущим» (то есть всасывающим эмульсию), так как темпера, будучи водоэмульсионной краской, может быстро потерять связующие (эмульсию) и краска будет не только плохо держаться на поверхности холста, но и просто осыпаться. Технические приемы живописи темперными красками не допускают корпусных мазков, аналогичных мазкам в масляной живописи, так как чрезмерная толщина их может вызвать растрескивание красочного слоя и даже его отслаивание. При работе темперными красками следует не механически смешивать краску, а применять оптическое смешение как совокупность просвечивающих слоев. Вторичную прописку живописи можно производить лишь по достаточно просохшему слою, примерно через 1...2 дня. Наиболее удачным разбавителем темперных красок является снятое и немного азбавленное молоко. Молоко содержит ...3% казеина, что повышает связывающие свойства эмульсии темперных красок. Применение воды как разбавителя красок обычно вызывает их растрескивание, отслаивание и меление. Специфической особенностью темперных красок является изменение их тона по мере высыхания. Незначительно высветляются: окись хрома, кобальт зеленый, светлый и тем 34 ный, кадмий красный светлый, а также черные краски. Сильнее высветляются: кобальт синий, голубой и фиолетовый, церулеум, охра светлая и золотистая. Значительно высветляются: охра красная, умбра натуральная и изумрудная зеленая. Резко темнеют, а затем высветляются: сиена натуральная и жженая, марс коричневый — светлый и темный, умбра жженая, английская красная, краплак красный и ультрамарин. Темнеют: ганза желтая, литоль оранжевая и ярко-зеленая. Таким образом, остаются без изменений: белила цинковые, стронциановая желтая, кадмий желтый и оранжевый, хром, кобальт сине-зеленый и зелено-голубой (склонны к потускнению), ганза лимонная и красная, а также тиоиндиго. Художнику необходимо знать такие особенности краски. В случае необходимости внесения каких-либо исправлений в темперной живописи рекомендуется исправляемые места смачивать водой для получения первоначального тона. Для повышения цветовой насыщенности темперных красок живопись покрывают лаком, при этом краски приобретают различную цветовую интенсивность и глубину. Готовую работу покрывают лаком не ранее чем через 20...30 дней. Перед нанесением лака рекомендуется темперную живопись предварительно покрыть 4%-ным раствором желатинового клея. Отметим, что клей не только создает однородную плотность живописного слоя, но и предохраняет его от проникновения пинена (растворителя), что дает возможность при внесении исправлений, доПисок растворить лак пиненом без воздействия на красочный слой. Для покрытия живописи пользуются одним из живописных лаков (даммарным, акрилфисташковым и др.). При этом лак должен быть разведен пиненом примерно наполовину для получения приемлемого лакового блеска, не нарушающего восприятия живописного произведения. Часто затруднения при работе масляно-казеиновой темперой у художника возникают из-за того, что он использует краски с пропущенным гарантийным сроком. А срок годности масляно-казеиновой темперы со- . ставляет всего 6 мес. По истечении гарантийного срока происходит расслоение эмульсии и коагуляция пигмента. Такая темпера непригодна для работы: красочный слой, нанесенный такой краской, шелушит I
|