Сделай Сам (Знание) 1996-02, страница 124(цветная сетка из тонких линий или полос), узоры «под черепашку», «скань», цировка и др. Этими приемами могут пользоваться с успехом, не нарушая традиций, те, кто не владеет в совершенстве рисунком и живописью. Здесь нужны лишь чувства ритма, пропорций и, конечно, чистота исполнения, только тогда вы не нарушите традиций старых лукутинских мастеров лаковой миниатюры. Параллельно с изготовлением изделий из папье-маше надо заниматься живописью, постоянно повышая квалификацию, мастерство. Тем, кто еще не в ладах с цветом, можно использовать силуэтные или гризайльные исполнения. Гризайль — роспись одноцветной краской, чаще серой, коричневой, розовой с прорисовкой золотом, с помощью которой достигается эффект рельефности. Истинная красота вещей — в простоте художественного решения, в умении подчеркнуть фактуру играющих (т.е. прозрачных) и глухих поверхностей, в контрасте обтекаемых и ажурных силуэтов (например, контраст форм розы и листа папоротника). Формы и объемы изделия должны соответствовать назначению вещи. Классическим материалом для изделий Федоскинской миниатюры стало папье-маше. Это благодатный материал для изготовления изделий самой различной сложности и конфигурации. Папье-маше имеет неоспоримые преимущества перед другими материалами как в процессе обработки, так и в создании самой формы изделий. Из папье-маше можно делать как объемные веши (шкатулки, ларцы, пудреницы, изделия овального сечения, т.е. овальные пудреницы, шкатулки и т.д.), так и плоские: декоративные панно, броши, кулоны, наборные бусы, браслеты и многое другое. Для плоских изделий может быть использован и не традиционный материал, например оргалит, ДВП. Можно использовать и дерево, но нужно иметь в виду, что оно очень подвержено деформации. Технологический цикл Технологический цикл изготовления изделий лаковой миниатюры состоит из пяти основных этапов: заготовка материала и ее форма (склейка, опрессовка, варка, сушка); опиловка (столярная об работка заготовок); шпаклевка, грунтовка; декоративная часть (роспись, орнаментовка); отделка (лакировка и полировка готовых изделий). Для начала мы предлагаем вам выполнить простое плоскостное изделие — брошь. Материалы и оборудование Для изготовления простых изделий нам потребуются некоторые материалы и элементарное оборудование. В качестве основного материала, из которого сделаем брошь, можно использовать кусочки оргалита. Этот материал гораздо жестче, чем папье-маше, но для простых плоскостных изделий вполне пригоден. Размеры предлагаемых брошек даны в натуральную величину. Также нам Понадобится: клей ПВА, водоэмульсионные белила (достаточно 200 г), фурнитура (закалка или английская булавка), а также рабочий инструмент. В дальнейшем при повышении сложности изделий ваши инструменты будут пополняться новыми, а сейчас нам потребуется: 1. Мелкозубная пила-ножовка (для выпиливания форм). 2. Нож-косяк. 3. Стамесочка шириной 3—5 мм (ее можно приготовить из отвертки). 4. Шило, сверлышки — 1,5—2 мм. 5. Надфили (для зачистки узких отверстий). 6. Напильник с крупной насечкой. 7. Шкурка — средняя и мелкая. Для декоративной частй работы, т.е. художественного оформления изделий, подготовьте некоторые краски, гуашь черную, небольшой набор масляных красок (из основных цветов), лак НЦ (для подготовительного процесса), лак масляный (под живопись и по живописи). Кисти — главный инструмент художника. В разных случаях живописцы пользуются кистями самых разнообразных форм: плоскими и круглыми, большими и маленькими, с острым или обрезанным концом, отточенными, как игла. В основном нам пригодятся кисти беличьи и колонковые. Щетинистые грубые кисти используются для нанесения грунта. Если краска густая — кисти быстро изнашиваются. Колонковые кисти наиболее универсальны. Волос у них тонкий и упругий. 122
|