Сделай Сам (Знание) 1997-01, страница 107

Сделай Сам (Знание) 1997-01, страница 107

какой-то особой, одним вам ведомой «при-лагаемостьк» к вашему телу. Можно протомиться пару часов на официальной презентации для показухи в не очень удобном, но эффектном ддя таких целей наряде и обуви. Но ведь вечер и ночь томиться в родном доме или в приветливой квартире близких друзей в блестящей, однако чужой, как лягушачья кожа, оболочке — не самое приятное времяпрепровождение

Однако и в этом стремлении к удобству важно соблюсти меру, чтобы не соскользнула на нет грань между личным комфортом и уважением к окружающим: не исключено, что удобнее всего вы чувствуете себя в той вылинявшей футболке, в которой красили балкон прошлым летом. Но это совсем не значит, что только за одно это она послужит особой усладой для взора окружающих в праздничную ночь.

Конечно, свет свеч, мерцающие огоньки на елке и сверкание серебряной канители способны переосмыслить в сторону сказочности и столь затрапезный наряд, но лучше уж в этот праздник отдать дань нормальному карнавалу, чем такому деланному, то есть выдавать за торжество игровой фантазии оболочку повседневности.

Как справедливо заметил один сатирический персонаж из фильма с программным названием «Карнавальная ночь», праздник — дело серьезное. Чем ответственнее-вы к нему подойдете, тем беззаботнее и легче удастся веселье. Конечно, можно по примеру дизайнеров-авангардистов экипироваться крокетными молотками и пожарными ведрами, но милый домашний праздник, в котором публика не делится на соглядатаев и «авторов», а все должны быть участниками, — лучше не пускать по проторенной стезе профессионального шоу-бизнеса. Из тех же соображений лучше не надо, пользуясь знакомством и связями, арендовать костюмы из пошивочного цеха оперного театра. Такой тяжеловесный профессионализм сделает с вашим домашним увеселением то же, что произошло с КВНом, с играми клуба «Что? Где? Когда?» — из него уйдет атмосфера импровизационное™, живой игры природных сил, легкость и божья искра таланта! Выбор тех или иных способов препровождения времени определяется прежде всего тем, что гулянье это долгое по продолжительности. Можно просидеть за столом весь вечер напролет и до утра непрерывно принимать пищу, пялясь в телевизор, эта «забава» все-таки ближе нравам Рима эпохи упадка. Такое длительное праздничное бденье непременно необходимо разнообра

зить переменой не только блюд, но и занятий. И потому без интересных придумок, сценарных заготовок, сюжетных разработок не обойтись. Но заготовили вы ворох задумок, и начинаются тонкости их осуществления в хрупкой и подвижной атмосфере празднества.

То обстоятельство, что мы условились коротать новогоднюю ночь дома в кругу домочадцев и гостей из числа близких, придает нашей вечеринке ту особенность, что она вряд ли будет носить торжественный, вернее, официальный характер, на манер посольского приема или вечера в закрытом клубе или открытом ресторане. Поэтому всякого рода торжественные части вы смело можете опустить или свести их до минимума, как протокольную часть. Например, дань парадности, строгости можно отдать, предоставив какое-то гражданское слово самому взрослому члену вашего застолья, который найдет какие-то четко сформулированные, однако простые и сердечные фразы и выражения, чтобы подвести итог сделанного в прошедшем году, выразить патриотические чаяния, которыми живут люди в это нелегкое и не лишенное раздумий о нашей общей судьбе время. И не нужно бояться или стесняться пафоса таких минут — возвышенный, даже философский настрой мыслей и чувств всегда был свойствен нашему народу, и стараться отделаться от этой традиции культурного обихода — это, во-первых, ханжество, а во-вторых, обеднение палитры духовной жизни.

Совершенно не исключено, что после такого зачина разговор вообще настроится на особый аналитический лад, прежде всего и вы, и ваши гости, собравшись вместе, как раз устремятся к доверительному разговору «о Шиллере, о славе, о любви». В этом нет ничего неуместного, портящего сценарий. Это уже целая традиция. Помните «кухонные» дебаты застойного времени? В нашем психологическом складе заложена потребность размышлять с друзьями о том, кто виноват и что делать (которая во все времена сберегала духовное здоровье общества). Важно только, чтобы такое задушевное «кухонное» собеседование не сосредоточивалось бы на слишком забытовленных или политизированных или, наоборот, интересных кому-то одному проблемах (вроде разборок с РЭУ или истории взаимоотношений с репетиторами сына).

Обычно бывает так, что если разговор сразу же входит в какое-то тактично развивающееся и увлекающее всех русло, то сама

106