Сделай Сам (Знание) 1998-03, страница 37ваем. Оба получившихся полотнища тщательно проглаживаем утюгом. Припуски на швы вдоль швов заглаживаем на одну сторону. После того, как подготовлены все части одеяла: верх, прокладка и подкладка, — подошло время переводить рисунок на поверхность с помощью уже сделанного трафарета. Здесь следует сказать об одном нюансе. Раньше ватные одеяла стегали с боковыми валиками — вдоль краев оставалась полоса, получавшаяся более выпуклой. Она служила рамой изделию. По форме она напоминала валики от дивана, поэтому мы и называем ее валиком. Такие тугие трубчатые края придавали форме завершенность и прочность, даже некоторую тяжесть, чтобы одеяло хорошо лежало на плоскости и не заворачивалось. Если хотите сделать одеяло по старинке с валиками, то предварительно, до накладывания трафарета, по периметру всего одеяла, когда уложили уже все три слоя (верх, прокладку и подкладку), отметьте полоску в 9—10 см ширины для двойного ряда валиков, которые отделяются простым стежком «вперед иголка» и образуют два ряда рамки по 4—5 см в каждом. Что касается трафарета, технического рисунка для стежки, который выстегивается на одеяле, его очень редко заготавливают для всего одеяла целиком. Чаще всего он берется величиной, равной одной четверти одеяла или покрывала. Трафарет делается на бумаге в натуральную величину. Если есть валики — то без их учета. Композиции для стежки бывают центрическими, то есть в середине изображается розетка или какая-либо другая круглая, многоугольная фигура. В трафарет эти фигуры также входят только частично — одной четвертой частью — сегментом. При стежке важно наметить точки рисунка при последующем накладывании трафарета. Выбранный или составленный собственноручно рисунок делят на части по клеточкам, увеличивают в необходимое число раз. Желательно сразу увеличивать на клетчатую бумагу, а потом переносить на трафарет. Трафарет делают на прочной и толстой бумаге. Используют обычную оберточную, правда, сейчас она встречается все реже и реже. Эта бумага пластична, с крупными волокнами, сделана из вторсырья. Можно использовать и рифтовую бу магу. Главное требование, предъявляемое к бумаге для трафаретов, — она не должна быстро рваться под руками, а должна быть прочной и сохранять четкий рисунок. Узор на трафарет переносится одной ясной линией. От этого зависит четкость и чистота стежки. Контуры прокалывают большой штопальной иглой или сапожным шилом так, чтобы все отверстия были на одинаковом расстоянии друг от друга. Трафарет накладывают на расстеленную заготовку одеяла и аккуратно, осторожно, не сдвигая с места (для чего углы зажимают хоть прищепками), по контуру узора натирают мелкотолченым мелом, если верх темный, или древесным углем, если верх светлый. Правда, уголь может оставлять следы особенно на белом атласе, поэтому берется цветной мелок (зеленый, голубой, розовый). Затем трафарет бережно снимают так, чтобы не запачкать. По этой причине мела берут не слишком много, чтобы он не сыпался на одеяло. На материале после снятия трафарета остаются пунктирные следы, которые необходимо тотчас же соединить между собой в непрерывную линию мелом. Узор получает ясность и четкость. Аналогично наносится рисунок на остальные три четверти одеяла. Когда наносят узор выше или в сторону, то трафарет переворачивают обратной стороной, чтобы композиция получилась симметричной. Если в процессе шитья рисунок стирается, то его можно подчеркнуть, приложив трафарет и повторив частично всю операцию. Теперь подготовим наше одеяло непосредственно к простегиванию. Перед нанесением узора через трафарет мы сложили наши слои: на подкладку, лежащую лицевой стороной вниз и разложенную на столе (полу), накладываем прокладку (вату слоями, шерсть в чехле, ватин в один или несколько слоев). После этого идет верхнее полотнище лицевой стороной вверх. Чтобы все слои в процессе работы не сдвигались, по периметру одеяла проходят крупными сметочными стежками. Во многих случаях для уверенности сметывают стежками всю поверхность, а не только край. Это делают или параллельными швами с расстоянием 15—20 см, или очерчивают по спирали от центра постепенно увеличивающийся квадрат, а работу начинают с середины (рис. 1). Для умелого мастера такая операция не нуж- 2* 35 |