Сделай Сам (Знание) 1999-04, страница 121

Сделай Сам (Знание) 1999-04, страница 121

стному заставляет зрителя осматривать их в нужном порядке. Поэтому композиция является способом, при помощи которого художник руководит восприятием прохожего, останавливающегося перед витриной, определенным образом направляет его. Правильное использование объема, пространства — основное положение в создании композиции. Нередки случаи, когда в тесные витрины пытаются вместить крупногабаритный товар и, наоборот, — в больших объемах витринных коробок выкладывают мелкие товары.

Закономерность построения композиции заключается в сочетании и группировке элементов пространственных форм по величине, массе, ритму, цвету, фактуре.

При создании единого стиля оформления магазина, имеющего несколько витрин с различными группами товаров, используют одну фирменную гарнитуру шрифта во всех рекламных текстах, единый стиль декоративных элементов или единый стиль товарной выкладки.

Существуют различные способы товарной выкладки. Наиболее простейшим из них является симметричное расположение элементов. В симметричной композиции четко выделяется центр и правая часть подобна левой. Такая композиция является наиболее устойчивой и уравновешенной, а также наиболее статичной.

Самым распространенным в практике оформления витрин является принцип асимметрии. Асимметричная композиция позволяет создавать большое количество вариантов оформления, выглядит наиболее динамично. Равновесие и законченность асимметричных композиций достигается не зеркальным повторением обеих сторон относительно оси, а ритмичным расположением товаров и декоративных элементов.

Ритм — это периодическая повторяемость одних и тех же элементов. В ритмической композиции способ товарной выкладки или форма декоративных элементов повторяется через определенные пространственные промежутки. К ритмическому построению целесообразно прибегать в витринах большой протяженности, это помогает созданию единого стиля оформления, цельности общего композиционного решения.

Большое значение имеет зрительная уравновешенность всех частей компози

ции. Для этого группу крупных товаров в одной части витрины можно уравновесить группой мелких, но так, чтобы их объемы (насыщенность) были одинаковыми.

Композиция витрины бывает плоскостной и пространственной (объемной). Это определяется глубиной витринной коробки. Если она небольшая, то выкладку осуществляют в одной плоскости. Однако с помощью цвета боковых кулис и «задника» можно зрительно увеличить глубину. Например, фотография, пейзаж или просто цветной фон, установленный сзади неглубокой витринной коробки, создает иллюзию перспективы. При достаточной глубине витринного пространства художник имеет возможность использовать всю глубину и выкладывать товар в нескольких планах.

При выкладке товара важно соблюдать чувство меры, чтобы избежать перегрузки композиции. Важно помнить, что малое количество товара вызывает ощущение пустоты, незавершенности, а большое создает перенасыщенность и не останавливает внимания на конкретном товаре. Промежутки между группами товаров так же важны, как и выставляемые предметы. Они создают зрительные «периоды отдыха».

Экспозиция всегда имеет композиционный центр, который должен быть расположен на уровне глаз зрителя среднего роста. Прохожие имеют только доли секунды, в течение которых получают информацию, поэтому нельзя перегружать центр композиции: он должен быть воспринят сразу. Практика показывает, что нечетное количество предметов в композиции воспринимается острее и активнее действует на зрителя, чем четное. Опытный декоратор выставит в витрине не четыре манекена, а три или пять.

Выставленные в витрине товары должны создавать впечатление устойчивости. Достигается это путем такого распределения товара в объеме коробки, когда нижняя часть выкладки делается шире и тяжелее верхней. Устойчивость витринной композиции достигается также расположением более тяжелых (зрительно) предметов внизу и легких — вверху. Центральное место отводится товарам, нуждающимся в активной рекламе. Сопутствующие товары должны подчеркивать достоинства основного.

119