Сделай Сам (Знание) 2000-03, страница 281 секреты марьи-искусницы от В последнее время бисер (шарики из круглого или граненого стекла) стал одним из самых популярных материалов для женского рукоделия. Низание сеток для украшения костюма, плетение браслетов и других женских украшений, вышивка картин и обрамлений, рамок — все это уже освоено современными мастерицами. А вот техника вязания бисером пока еще остается в тени. Почему? На этот вопрос сложно ответить. Все техники работы с бисером получили широкое распространение в России в конце XVIII в. Я имею в виду распространение их в быту, потому что задолго до этого бисер встречался в изготовлении культовых предметов. С конца XVIII в. в помещичьих усадьбах, городских домах, в девичьих при усадьбах занимались работами по бисеру. Причем вязали как дворянки, так и крепостные, потом уже и городские жительницы начали коротать свои дни, вывязывая кошелечки и подсвечники, чубуки и подстаканники, игольницы и всевозможные чехлы для крючков, ножниц и т.д. Если заглянуть в областные, районные краеведческие музеи Центральной России, да и художественные тоже, то увидишь, что третья часть выставленных произведений из бисера — это вязаные предметы, Барышни с удовольствием пользовались крючком, тем более что схемы-рисунки были сродни вышивке. В начале XIX в. широко распространялись готовые узоры для шитья по канве крестом или полукрестом, т.е. рисунки воспроизводились на бумаге по клеточкам, что можно было воспроизвести при некотором усилии. Для изготовления различных бисерных предметов используется техника вязания крючком и на спицах. Вязание крючком встречается в старинных изделиях гораздо чаще. Считается, что способ вязания бисером был привезен из Германии, где имел широкое распространение и целые семьи вязали кошельки, приборы для курения, трости на продажу. По идее способ вязания довольно ясен: на тонкую нить нанизывается бисер, воспроизводящий узор одного ряда рисунка-образца ШШ ОО ш<иQCQ О3 оо. § ш ш < со о; со (на бумаге или уже вывязанном), потом мастерица вяжет из этой нити ряд так, чтобы при вывязывании каждого столбика, если это крючок, или петли, если это спицы, бисеринки одна за другой укладывались на лицевой стороне предмета, создавая ровную поверхность. Если брали для работы крючок, то применяли нехитрый способ вывязывания столбиков без накида. Если пользовались спицами, то способ тоже был самый распространенный — чулочная вязка как на четырех спицах, так и на двух. Нить с набранными на нее бисеринками перед началом работы наматывалась на бумажку или выточенную деревянную палочку. Когда готовились вязать, обязательно несколько раз просчитывали бисеринки и просматривали их порядок согласно образцу, ибо могло произойти перемещение нескольких бисерин, а сбой рисунка сразу был виден, и изделие обесценивалось. В Германии многие семьи в XVIII— XIX вв. вязали объемные изделия на продажу, что требовало отработанной техноло 26 |