Сделай Сам (Знание) 2001-04, страница 107

Сделай Сам (Знание) 2001-04, страница 107

плели кружева, вязали сумочки. Особенно это было развито во Франции, в Нормандии.

В настоящее время изделия из виссона лишь в качестве сувенира изготавливаются в Италии и Франции.

Когда-то из желез моллюсков мурекса, багрянки, рапана получали необыкновенно стойкую краску — пурпур, которая считалась не более не менее как королевской.

Своеобразие пурпурового вещества состоит в том, что, будучи извлеченным из железы, оно имеет белый или бледно-желтый цвет. Причем разные виды моллюсков-пурпуроносцев дают краску разных оттенков. Выставленное на солнечный свет пурпурное вещество становится сначала лимонно-, потом зеленовато-желтым. Пройдя через стадию зеленоватого цвета, оно становится наконец лиловым и, чем дольше подвергается воздействию солнечных лучей, тем сильнее темнеет.

Тот или иной оттенок красно-фиолетового цвета зависит также и от способа наложения краски и толщины ее слоя. Поэтому в руках умелого красильщика всегда была возможность разнообразить тона. Обычно красящее вещество наносили на ткань с помощью упругой кисточки, забирая его с того участка мантии моллюска, где оно вырабатывается.

Смешивая пурпур с порошком из слоновой кости, научились делать косметику. Художники из пурпура и мела приготавливали краску. Появились даже пурпурные чернила, получаемые из недозревшего зеленого пурпура.

К середине XV в., с открытием более дешевой краски — шарлах, получаемой из насекомого щитовки, обитающего на листьях дуба, производство пурпура резко сократилось, сохранившись лишь кое-где в Средиземноморье. Однако в Исландии промысел по изготовлению пурпурной краски просуществовал до XIX века.

«Трудовые заслуги» раковин можно описывать сколь угодно долго, приходя к выводу о неоценимом вкладе моллюсков, внесенном в историю развития и становления всего рода человеческого.

Воплощенные в искусстве

Раковина — один из излюбленных мотивов в творчестве художников, архитек

торов, скульпторов многих поколений. Легенды, сказания, традиции, образ жизни людей вблизи морей, среди океанских просторов, наконец, мода во многом определили ее «творческую судьбу». Кроме того, необыкновенное совершенство творения природы не могло не остаться незамеченным утонченной натурой человека, и он стремился запечатлеть эту красоту всеми доступными средствами.

Тысячелетиями изготавливались золотые, хрустальные, каменные двойники раковин, использовавшиеся наряду с натуральными как украшения. «Писались» целые картины, составленные из разноцветных, отличающихся по форме и видам раковин. Ими отделывали парадные стены замков, дворцов. Среди однотонной и многокрасочной росписи сосудов очень часто встречались очертания раковин.

Особенно показательна художественная судьба у морского гребешка-пектена с его легко узнаваемой, ставшей классической формой. Древние римляне и греки украшали накладными «гребешками» сосуды из глины, фаянса, твердого камня, бронзы и даже фасады зданий. Стилизованные рельефные изображения пектена с завидным постоянством встречались на погребальных памятниках, надгробных плитах, крышках мраморных саркофагов.

Мифологический сюжет древних римлян о рождении из морской пены богини любви — Венеры (Афродиты — в греческой мифологии) был излюбленной темой художников эпохи Возрождения и более поздних времен. На всех картинах непременной частью является изображение морского гребешка. Росписи, мозаики с этим же мотивом можно было увидеть на стенах дворцов Помпеи, нишах древних храмов.

Статуэтки богини любви, выходящей из раковины гребешка, часто находили на раскопках древнегреческих руин.

В орнаментальном искусстве изображение пектена было популярно до XVII в. в росписи посуды, в архитектурных украшениях, ювелирных изделиях, художественных полотнах (рис. 4).

В конце XVII в. на смену академическому реалистическому классицизму приходит изысканный стиль рококо. Само слово «рококо» произошло от французского «рокайль», что в переводе означает «орнамент из раковины». Именно

105