Сделай Сам (Знание) 2002-02, страница 31

Сделай Сам (Знание) 2002-02, страница 31

была быть перевезена на лошадях. После выгрузки для сохранения ее до санного пути от подмочки и расхищения были наскоро сколочены деревянные бараки со сторожкой при них для поставленного тут воинского караула.

С наступлением зимы всем лошадным жителям г. Спасска был дан наряд перевозить соль в город. Для маленького глухого провинциального городка это было событием. За время перевозки название Соляной Барак то и дело передавалось из уст в уста местных жителей. Соль свезли, сняли караул, сломали сами бараки, однако название закрепилось за местностью.

Кстати, есть на карте нашей страны и город-«самозванец», никак не связанный с обработкой соли. Это город Сольцы, райцентр в Новгородской области, хотя, возможно, местные жители и смогут рассказать какую-нибудь историю о происхождении этого названия. Возможно, она столь же занимательна, как и «соляно-ба-ракская». Ау, краеведы!

Каких-то десяток с небольшим лет назад перечень «соленых» городов и поселков можно было значительно пополнить. Сегодня они находятся на территории отделившихся государств: Украины (Соленое, Солонянск, Солотвина), Белоруссии (Солигорск) и т. д.

С доисторических времен жизненно важное значение соли признавалось всеми культами: соль — не только приправа, это средство для консервирования мяса и прижигания ран. Во многих древних цивилизациях, включая египетскую, добыча соли составляла монополию государства. Такая система действовала и во Франции вплоть до XVIII в. вместе с королевским налогом на соль, который назывался «га-бель».

Особенно соль была важна для жителей пустынь, поскольку она препятствовала обезвоживанию организма. Долгое время она ценилась у кочевников наравне с золотом и даже дороже. Некоторые народы Центральной Африки платили иногда за соль цену, равную цене золота, — то есть за 1 кг золотоносного песка. В Кашмире (Индия) одно время меняли сапфиры на соль.

Древнегреческий поэт Гомер называл соль божественной, у многих народов она считалась «божьим даром». Древние фи

лософы еще в XIV в. справедливо считали, что соль дороже золота, без золота прожить можно, без соли нет. Из-за нее устраивались «соляные войны», вводились «соляные подати» и как следствие — возникали «соляные бунты».

Еще в середине XIX в. в ряде африканских стран за соль продавали людей. «За соль брат продает сестру, муж — жену, родители — детей, в странах Акры (Золотой Берег) за пригоршню соли получают лучшие товары, золото и двух невольников».

В прошлом добыча и вывоз соли были крупным источником доходов, поддерживаемых постоянным спросом на жизненно необходимый продукт. Бывал галит и дорог, и дефицитен, и в иные времена доставался лишь богатым и знатным. Остальные покидали застолье «не солоно хлебавши».

Долгое время на Руси существовали специальные налоги на соль. С каждого воза соли брали мыт (отсюда пошло название подмосковного городка Мытищи). За переправу через мост — мостовщину. Отдельно взималась плата за привоз товара — явка и хранение его гостиное. Начало торговли «отмечалось» тамгой, а всякое отвешивание товара — плошкой.

«В 1646 г. с целью пополнения царской казны правительство заменило прямые налоги единым налогом на соль, в результате чего соль подорожала почти втрое. За пуд надо было заплатить две гривны. Это вызвало народные волнения в России (как это ранее было во Франции). Возмущение посадских (городских) людей и крестьян было столь велико, что налог спустя пару лет был отменен. Крупнейшее восстание, известное как соляной бунт, произошло в 1648 г. Царь Алексей Михайлович, возвращаясь с богомолья, при въезде в Москву был окружен большой толпой посадских людей, пытавшихся подать челобитную с жалобой на бояр и приказных людей. Стража плетьми разогнала челобитчиков. На следующий день возбужденные толпы, в составе которых были и стрельцы, стали громить боярские дворы. Несколько дней Москва была в мятеже: убивали, жгли, грабили всех, кого считали виновником народных обид. В собственном доме был убит инициатор соляной пошлины дьяк Назарка Чистой. Повстанцы били дьяка и приговаривали: «Вот тебе, изменник, за соль».

29