Сделай Сам (Знание) 2002-04, страница 56

Сделай Сам (Знание) 2002-04, страница 56

7. В плове больше любят желтую морковку.

8. Мясо маринуют винным уксусом, минеральной водой, репчатым луком или соком лука со специями.

9. С птицы предварительно снимают кожу.

10. Кислое молоко (кефир, ряженка) используют в соусах, салатах, просто для запивания любых мясных блюд.

11 Салаты в основном состоят из помидоров, репчатого лука. Остальное — по желанию и фантазии повара. В качестве салата можно использовать просто тонко нарезанный репчатый лук, залитый винным уксусом и посыпанный специями.

12. Первые блюда подают в больших пиалах — косо, вторые — на общем большом блюде. Сервировка восточной посудой обязательна.

Чай — зеленый или черный. К чаю подают сушеные фрукты, орехи. Очень любят специально сваренный чай с молоком и сливками, немного присоленный. Чай зеленый имеет больше витаминов, черный — более тонизирующий. Пакетированный чай — это труха из отходов чая, лишенная аромата. Берегите чай от лишних запахов. Для этого он должен храниться вдали от них и быть хорошо упакованным.

Послесловие

Все, что вы прочитали в этом материале, я издал в качестве отдельной брошюры в Великом Новгороде тиражом всего 100 экземпляров. Ни на что не рассчитывая, я стал раздавать ее родственникам, знакомым. К моему полному удивлению, эта небольшая книжонка имела успех. Удивлялись стилю, интересным жизненным зарисовкам, ну и, наконец, самим блюдам. Но все в один голос заявляли, что не хватает иллюстраций. А эти иллюстрации можно найти только в Средней Азии, в Ташкенте. Ехать? Теперь это другая страна. Далеко, дорого. И к кому? Ни родственников, ни друзей нет. Одни умерли, а другие уехали. Правда, есть один ученик — Аз am Байрам-сагатов, анестезиолог в Институте туберкулеза. Я его не видел 12 лет. А он меня до сих пор поздравляет с праздниками. Позвонил ему, ответ один: «Ждем всегда и с радостью»

16 апреля 2001 года лечу в свой родной город — Ташкент и вспоминаю почему-

то годы войны, которые я пережил там.

Помню день, вернее ночь, когда мы приехали в Ташкент поездом. Ехали 10 дней. Вышли на привокзальную площадь. Она забита людьми, вещами приезжих. Картина жуткая. Дети плачут. Кто-то мечется с кастрюлями, кто с чайниками. Тут же горят костры. Большинство людей в лохмотьях, спят прямо на земле.

Так перед глазами и стоит эта привокзальная площадь. Интересно, какая она теперь ? Я бы поставил на ней памятник эвакуированным.

Нам повезло, мы приехали к родственникам. Но я бы не сказал, что они были рады этому, ведь мы — лишние рты. А взрослые... пока они устроятся, пойдут на работу?

Но особая статья — это эвакуированные организованно. Приехали здоровые, образованные, мастеровые и полезные люди, владеющие знаниями, опытом. Эти люди оказали колоссальную помощь Средней Азии. Здесь были построены новые заводы, фабрики, которые остались в Узбекистане и после войны. Многому научились местные от приезжих.

Я хочу упомянуть и о тех европейцах, которые искренне полюбили Среднюю Азию. Это романтики. Они поняли народ, культуру, изучили язык. Интересно, а что сейчас осталось от всего того, что было? Помнят ли ташкентцы, что во время войны здесь жили и трудились А. Толстой, К. Симонов? Театр им. Свердлова показывал весь классический репертуар оперы и балета? Помнят ли медики великих хирургов — Войно-Ясенецкого, Орлова и многих других?

Так за воспоминаниями незаметно прошли 4часа полета, иявродном городе Ташкенте. Торжественная встреча без оркестра. Проезд по ночному городу. Ничего не узнаю: какие-то широченные улицы, лес деревьев, множество огней.

Дома нас встречают молодая жена Аза-та — Марина, она грузинка, принявшая мусульманство, и двое очаровательных девочек, которые улыбаются, делают книксен и говорят: «А салям алейкум!».

Я был в Ташкенте и его пригородах 14 дней. Ежедневно вел дневник, фотографировал, готовил старинные национальные блюда, о которых местная молодежь и не знает.

Но ташкентский базар меня удивил своей цивилизацией чисто внешне. Содержание огорчило: фруктов нет, даже тех, которые

54