Сделай Сам (Знание) 2002-04, страница 62

Сделай Сам (Знание) 2002-04, страница 62

нады, используют и в кондитерском деле, в ликеро-водочном, в смешанных напитках.

Карт, карри — ароматная и острая приправа, состоящая из смеси различных высушенных растений (куркума, имбирь, кардамон, тмин и др.)

Картофель — пишевое сырье, из которого можно приготовить хлеб, крахмал, пудру, масло, вино, кофе, дрожжи, шоколад и т д. Еще пять тысяч лет назад его культивировали индейцы — жители бассейна озера Титикака, картофель обожествляли и даже приносили ему человеческие жертвы. В Европу попал в середине XVI в., где считался (цветы его) декоративным. В Россию завезли при Петре I, но массовое возделывание его началось лишь со второй половины XIX в., когда обнаружилось, что картофель — прекрасное сырье для винокуренной промышленности. Николай I переселял крестьян с насиженных мест, приписывая к винокуренным заводам, и заставлял выраши-вать на своих полях только картофель, что вызывало «картофельные бунты». Картофель — продукт воистину замечательный, полезный и целебный. В книге Джека Лондона герои, умиравшие от цинги, бук

вально воскресали, отведав кашицы из сырой картошки. Из-за уникальности картофеля быть вкусным в любом виде нынче это, пожалуй, самый популярный

продукт питания.

Кассуле — рагу из бобов с птицей или мясом, запеченное в глиняной миске.

Катр-эпис — смесь черного молотого перца, гвоздики, тертого мускатного ореха и имбиря.

Катык — болгарский йогурт — кислое молоко.

Каша — «праматерью хлеба» величают ее в народе. Важнейшее место в питании наших предков занимала каша: «Каша — мать наша» — гласит пословица. В Древней Руси кашей называли не только крупяные блюда, а вообще все, что варилось из измельченных продуктов: хлебные каши, сухарные, сельдяные, сиговые, семужья, стерляжья, гороховая, морковная, соковая (на конопляном масле), репяная и множество других. Использовалась каша и в качестве обрядового кушанья. Свадебный пир так и назывался — «каша». Кашу варили и при заключении мирного договора между враждующими сторонами. Не

Ивам Петрович Архаров*, последний бурграф (burgrave) московского барства и гостеприимства, сгоревших вместе с Москвою в 1812 году, имел своего рода угощение. Встречая почетных или любимейших гостей, говорил он: «Чем почтить мне дорогого гостя? Прикажи только, и я для тебя зажарю любимую дочь мою». (Вяземскии П. А. Старая записная книжка).

• Дельвиг, ближайший друг Пушкина, имел необыкновенную наклонность всегда и везде резать правду, притом вовсе

* Архаров И П. (1742 — 1814) — московский оберполи-цейский (по его имени служащих его ведомства именовали архаровцами). Впоследствии губернатор Москвы. Позже — генерал-губернатор Новгорода, Твери, Петербурга.

не обрашая внимания на окружающую обстановку, при которой не всегда бывает удобно высказывать правду громко.

Однажды у Пушкина собрались близкие его друзья и знакомые. Выпито было изрядно. Разговор коснулся любовных похождений Пушкина, и Дельвиг, между прочим, сообщил вслух якобы правду, что А. С. был в слишком интимных отношениях с одной молодой графиней, тогда как поэт относился к ней только с уважением.

— Мой девиз — резать правду! — громко закончил Дельвиг.

Пушкин становится в позу и произносит следующее:

— Бедная, несчастная правда! Скоро совершенно ее не будет существовать: ее окончательно зарежет Дельвиг. (Шутки и остроты А. С. Пушкина).

* Был какой-то высокоторжественный день. Весь двор только что сел за парадный стол. П. Я. Башуцкий* стоял у окна с платком в руках, чтобы подать сигнал, когда придется «виват» из крепости палить. А. Л. Нарышкин как гофмаршал не сидел за столом, а распоряжался.

Заметив важную позу коменданта, Нарышкин подошел к нему и сказал:

— Я всегда удивляюсь точности крепостной пальбы и, как хотите, не понимаю, как это вы делаете, что пальба начинается всегда вовремя...

— О, помилуйте! — отвечал Башуцкий, — очень просто! Я возьму да махну платком вот

* Башуцкий П. Я. (1771-1836) — генерал-адъютант, генерал от инфантерии, петербургский комендант, сенатор.

60