Сделай Сам (Знание) 2005-01, страница 115

Сделай Сам (Знание) 2005-01, страница 115

7242 от Рождества же по плоти Бога слова 1734-го, благополучнаго Ея Величества царствования в четвертое лето».

Невиданной величины колокол весом в 200 тонн и высотой 6,14 метра стал наряду с Царь-пушкой гордостью и украшением Кремля. По своему величию, да и родословной, колокол — истинный царь среди других колоколов, плоть его -сплав знатных колоколов-предшественников. Ему была уготована особая миссия: в торжественные дни созывать москвичей на молебен или оповещать о событиях первостепенной значимости. Специалисты утверждают: приведись ему висеть на сверхкрепких подмостках, звон его могли бы слышать горожане в радиусе десятков километров. В те годы, когда Ма-торины создавали свой гигант, они разработали две модели подъема, но время их не сохранило.

Не прошло и двух лет, как был создан колокол, но очередной пожар охватил Кремль. Пылали деревянные постройки и сооружения, видимо, при их тушении ют охлаждения водой и откололся кусок весом 11,5 тонны. Не раз правительство ставило вопрос об извлечении Царь-колокола из десятиметрового котлована, однако то руки не доходили, то средств и умельцев не находили. Только через 100 лет начались подготовительные работы для подъема могучего колокола.

Рис. 75. Царь-Колокол. Открытка начала XX века

Утром 30 апреля 1836 года под руководством талантливого французского инженера Монферрана была предпринята попытка, закончившаяся неудачно. Канаты, не выдержав сильной нагрузки, порвались. Достойной техники не существовало, приходилось изобретать и возводить громадные сооружения, чтобы вытянуть на поверхность земли подобную махину и пот ставить на постамент для обзора.

В летний солнечный день 23 июля приступили к новому подъему. Под шумные возгласы москвичей колокол поднят, около часа потребовалось инженеру, чтобы провести сложнейшую операцию по извлечению. Теперь народ мог рассмотреть Царь-колокол во всей красе: и затейливые рисунки орнамента, и погрудные изображения святых, в полный рост — царя Алексея Михайловича и императрицу Анну Иоанновну.

Порой участь колоколов сродни людской: за бунтарский призыв их наказывали плетьми, вырывали язык, ссылали в глухие места. В отдельные периоды развития государства судьба колоколов оказывалась просто плачевной. Так, после неудачного сражения под Нарвой Петр I приказал свозить колокола из церквей для отливки из них пушек. Подобная экзекуция произошла и после 1917 года, когда одной из задач новых идеологов явилось разрушение русской культуры, памятников старины и духовности.

Судьба Царь-колокола — типично русская и полная взлетов и падений. С вели

114