Сделай Сам (Знание) 2005-01, страница 122лость и помощь в течение двух тысячелетий спасало и спасает православных. Так, 5200 с лишним лет назад, когда на планету обрушился Всемирный потоп и погибли все нечестивые, Господь сохранил Ноя и его семью, от которых возродилось человечество. Не. готовим ли мы для себя в нынешнее время новое стихийное бедствие?! Не случайно локальные катастрофы поочередно обрушиваются то на одну, то на другую народность. Я думаю, от погибели нас могут спасти возрождающиеся храмы и возвращение соотечественников в лоно Православия. «Но спим ли, встаем ли, работаем ли, едим, пьем, идем в путь, плаваем по морю, переходим реки, - члены свои будем украшать Животворящим Крестом, - напоминает нам святой Ефрем Сирии. - Потому что сопротивные силы, видя его, трепещут и удаляются». Иисус Христос, как искупитель рода человеческого, распят на древе, на кресте, то есть покинул сей мир не каким-либо иным способом, тем самым объял все концы Вселенной - ее широту, долготу, глубину и высоту. Крест лежит в основе жизни всего мира, всей церкви: все народы и отдельные люди - суть ветви и веточки одного ствола - древа Креста Господня. Он-то и является истинным «древом жизни», потому что Христос своим распятием победил смерть и даровал нам жизнь вечную. «Древо процвело есть, Христе, истинной жизни: Крест бо водрузися, и напоен быв кровию и водою от нетленного Твоего ребра, живот нам прозябе», - говорится в служебнике воскресного канона. Наивысшим благом православных стало упование на крест Господень, отсюда спокойное отношение к смерти, ибо с тех пор она не опасна, не страшна и рассматривается как некий сон, — в этом отличие верующего от неверующего."«Этот самый крест и преобразовал вселенную, изгнал заблуждение, ввел истину, землю обратил в небо, людей соделал ангелами», - пишет святой Иоанн Златоуст. В какие только передряги не попадает человек за дни своей жизни на Земле: страдает болезнями душевными и телесными, попадает в катастрофы, лишается материальных средств, подвергается стихийным бедствиям и напастям. Да, это наши скорби, беды, трагедии. Это наша боль, это и есть наш крест, наша судьба. Мы несем его и нести будем с должным терпением и каяться за грехи наши, наших чад и предков. Не все болезни Рис. 80. Крест напрестольный. С.-Петербург. Конец XVIII в. проходят, но обращение ко кресту Христову дает облегчение душе и телу. Православный без креста подобен воину без оружия. Один из ранних писателей древней христианской церкви святой Мученик Иустин Филосов, живший во втором столетии по Рождеству Христову, утверждал: «Крест -есть величайший символ силы и власти Христовой», то есть символ христианства. В переводе с греческого слово — «символ» означает соединение или средство, способствующее этому соединению. Крест Господень собрал народы в единую церковь и объединил их в одну веру, в одно крещение, с которого начинается земная жизнь православного человека и заканчивается - крестом. Именно крестом, а не памятником с фотографией над могилкой. Вспоминаются слова, услышанные мною от одного священника: «Хоти- ■ те вы того или не хотите, а умереть вам не. удастся, только каждый выбирает свое — жить вечно или вечно мучиться». Именно эту истину многие не понимают или не осознают до конца: как это -«вечно жить или вечно мучиться»? Крест.Господень - дорогое для каждо- 121 |