Сделай Сам (Огонек) 1993-02, страница 93

Сделай Сам (Огонек) 1993-02, страница 93

с. Барииое рекордсмен урожайности

к

^^апитан Бейкер застрял на Ямайке. Не то чтобы он не мог покинуть наскучивший остров — команда его баркен-тины только и ждала приказа поднять паруса — возвращаться домой с пустым трюмом было совершенно не в правилах предприимчивого моряка. Но сколько ни обивал он пороги торговых контор — фрахта не было. Потеряв всякую надежду, приобрел он за гроши партию неспелых бананов, загрузил ими трюмы и, чертыхаясь, приказал поднять якорь. Ветер был попутный, океан отдыхал, и через две недели матросы увидели родной Бостон. Вообще-то Бейкер не ждал ничего хорошего от своей затеи — кто же польстится на несъедобную зелень. Но бананы за время путешествия дозрели, их нежная желто-кремовая мякоть пришлась по вкусу бостон-цам, они были согласны выкладывать доллары за необычные плоды, и капитан понял, что наконец-то судьба дала ему шанс разбогатеть. Так, в семидесятых годах прошлого века бананы появились на столах североамериканских гурманов.

Это двухнедельное плавание было не первым путешествием банана. Странником он был с большим стажем. Когда же «охота к перемене мест» овладела бананом и он покинул Малайзию — свою родину? Сейчас на это ответить трудно, но, во всяком случае, Африка познакомилась с этим растением не позже XV века до нашей эры (именно к этому времени относятся изображения банана, сохранившиеся на стенах Фив — древней столицы Египта). Новый свет банан «открыл» раньше Колумба и нашел здесь вторую родину — сейчас на долю Латинской Америки приходится основная масса бананов, предлагаемых международным рынком.

А первыми европейцами, увидевшими банан, были воины Александра Македонского, которых дорога войны привела весной 326 года до нашей эры в Западный Пенджаб.

Солдат, правда, сначала заинтересовали не плоды растения, а его листья. Огромные, больше трех шагов в длину, они напоминали перья гигантских птиц; впечатление это усиливала бахрома, в которую ветер очень скоро превращал кромки листьев. Солдаты по-военному быстро нашли применение необычным листьям — стали щеголять в шлемах с пышными зеле-

зеленая рубрика

ными плюмажами. Пробовали воины и незнакомые продолговатые плоды. Однако, сладковатые на вкус, они вызывали резь в животе, поэтому предусмотрительный полководец запретил есть их. Может быть, солдатам попались не совсем зрелые бананы, а может быть, это были плоды какого-нибудь несъедобного сорта? В тропиках и субтропиках земного шара насчитывается до 80 видов бананов, и плоды далеко не всех видов рекомендуется употреблять в пищу. Человек выбирал себе подходящие растения сотни лет, и вот в результате этой весьма продолжительной дегустации к столу были допущены лучшие из лучших бананового рода — бананы вкусный, кухонный и карликовый.

Некоторые ученые считают, что человек познакомился с бананом за миллионы лет до настоящего времени (в эпоху плиоцена) и что не плоды вначале послужили поводом для этого знакомства. Ведь плоды диких бананов содержат множество несъедобных семян и малопригодны в пищу. Мощные же мясистые корневища, богатые крахмалом, наши предки ценили значительно выше. Скорее всего и сохранилась бы за бананом репутация «корнеплода», если бы не природа. Она распорядилась по-своему — в результате естественной гибридизации возникли бессемянные сладкие формы бананов, и пов-кусневшие плоды не оставили места корням в меню человека.

Но корни не были забыты. В отсутствие семян у окультуренных бананов на них были возложены «обязанности по размножению», и выполняют корни эти обязанности безупречно до сих пор. Даже подсушенные, они хорошо «укореняются», поэтому и смог банан вместе с людьми совершать свои путешествия с материка на материк.

Чем же ценен банан? Почему, покидая обжитые места, наши дальние предки всегда находили для его высушенных корней место в своем нехитром багаже? А потому, что трудно найти в тропиках более благодарную культуру, чем банан. Зеленый фонтан листьев, отягощенный двухпудовым грузом вкусных и полезных плодов, случается встретить в самых глухих уголках тропического леса, причем в любое время года — плодоношение этого