Сделай Сам (Огонек) 1995-02, страница 22О. Морева ажурные полотенца•л»" альманахе № 3 за 1994 г. был опубликован материал под названием «Разноцветные полотенца». В нем приводились рисунки и подробно объяснялось, как вышить полотенце крестом, набором, тамбуром, «Владимирской гладью», украшающими швами и «ришелье». Но разве можно обойти стороной такой обширный раздел вышивки, как строчевое шитье? Конечно же, нет. И теперь мы поговорим о полотенцах, вышитых по белому (или нитками в тон ткани), полотенцах ажурных, воздушных, обладающих необыкновенной легкостью и нежностью. А началось все с филе, да еще в первобытном обществе. Да, да, ведь филе раньше называли плетеные сети. А первые сети плелись, понятно, для рыбной ловли и охоты еще первобытными • людьми. Совершенствование техники плетения сетей привело к появлению тончайших филе, украшенных орнаментальной вышивкой. Позднее появились разреженные ткани, заменившие филе, в результате сетку плести не приходилось, а вышивку делали прямо на готовой сетчатой ткани. В России издавна, распространены строчевые ажурные вышивки, то есть вышивки, при которых выдергивают нити ткани, а оставшиеся нити обвивают нитками в тон ткани. При этом вышитые узоры получаются как бы вытканными на сетке. Вышивка эта прозрачная и не имеет изнанки. Различаются друг от друга строчевые вышивки размером клеток сетки и способами их заполнения. О строчевых вышивках упоминалось еще в «Домострое» как о вышивках, выполнение которых требовало большого трудолюбия и терпения. Различают два вида строчевого шитья: простое, при котором нити ткани выдергивают только в одном направлении, и двухстороннее, где нити ткани удаляют в двух направлениях, то в единственном экземпляре есть по утку (поперечной нити) и по основе (долевой нити). Строчевое шитье основывается на расчете нитей ткани, поэтому ткань подходит только полотняного переплетения — это самое простое переплетение, при котором уток проходит поочередно то сверху основы, то под ней. К таким тканям относят холет, льняное и хлопковое полотно. Очень хорош для этих целей домотканый холст, в котором нити утка и основы имеют одинаковую толщину, что значительно облегчает расчет нитей при подготовке сетки. Но такая «роскошь» ныне мало кому доступна. Фабричные ткани перед началом работы необходимо постирать. Это делают, во-первых, чтобы ткань дала усадку и вышитое изделие не перекосило после стирки; а во-вторых, чтобы с ткани сошел крахмал и она стала мягкой (подкрахмаленную ткань очень трудно продернуть). Сушить стираную ткань следует в разложенном виде на простыне, расправив ее так, чтобы нити утка и основы были строго перпендикулярны. Еще чуть влажную ткань осторожно проглаживают, следя. чтобы она не растянулась по косой. Строчевышитые полотенца делают, как правило, длиной 180...200 см, а шириной 40...50 см, причем вышивают обычно оба конца полотенца. Выполняют кружевные узоры обязательно в пяльцах. Для строчевых работ лучше всего использовать прямоугольные пяльцы. Но так как нашей промышленностью они еще не выпускаются, придется изготовить простую рамку, сколоченную из четырех деревянных реек. Отметим, что размеры рамки должны быть больше размеров выбранного для вышивки узора не менее чем на 10 см как по длине, так и по ширине. Такая рамка очень удобна тем, что в нее запиливается одновременно вся поверхность изделия, предназначенная для вышивки. В круглые
|