007. Николо-Угрешский монастырь, страница 5

007. Николо-Угрешский монастырь, страница 5

ИСТОРИЯ

Николо-Угрешский монастырь прекрасен в любое время года.

ники (протопоп Аввакум, поп Никита Пустосвят и диакон Федор Иванов).

В 1675 году Алексей Михайлович совершил последний свой «Угрешский поход». Его старшему сыну, Федору Алексеевичу, побывать на Угреше так и не довелось. В следующий раз монастырь встречал государя в 1682 году — тогда сюда приехал совсем еще юный царь Петр Алексеевич. В первые годы царствования он часто жаловал Ни-коло-Угрешскую обитель своими посещениями, не забывая и о традиции ссылать сюда «бунташный люд» — в 1698 году Угрешский монастырь стал одним из мест заключения мятежных стрельцов.

В первой половине XVIII столетия Николо-Угрешский монастырь, не получая более внимания государей (Уг-реша не была теперь обителью, «особо приближенной к столице»), обеднел. В 1737 году игумен Варлаам II подал в Синод рапорт о том, что монастырские постройки пришли в крайнюю ветхость, но ответа не получил. Лишь после урагана 1739 года, когда ветер сорвал крыши со зданий монастыря и поломал кресты, сюда был командирован архитектор, составивший смету расходов на ремонт. Никакого «роскошества» эта смета не предполагала. Многие обветшавшие каменные сооружения разобрали и на их месте возвели деревянные.

Екатерининская эпоха ознаменовалась для Николо-Угрешского монастыря хотя и не полным разорением, но серьезным упадком. В 1763 году здесь поселили — на монастырских хлебах и жалованье — отставных солдат. (Идея навязать монастырям утилитарную роль, заставить их «доставлять пользу» витала вокруг российского престола с начала XVIII века; еще Феофан Про-копович заявлял: «Бегут в монастыри от податей и от лености, чтобы даром хлеб есть... Большая часть тунеядцы суть... А что говорят — молятся, то и все молятся, что же прибыль обществу от сего?») 1764 год принес обители новую напасть — ее отнесли к штатным монастырям III класса. Отныне в «штате» монастыря могло быть не более 12 монахов, включая настоятеля.

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец

Николай Чудотворец, которому посвящена Николо-Угрешская обитель, — один из самых почитаемых святых на Руси. Николой Угодником почтительно величают его в народе. Еще в XVI— XVII веках иностранцы, бывавшие в Московии, отмечали великое почтение русских к Святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских. «Московиты, — отмечал Павел Алеппский, сирийский священнослужитель, — питают величайшую любовь к святому Николаю».

Святитель Николай был единственным сыном благочестивых родителей. Он появился на свет в Патарах, городе в области Ликия, во второй половине III века. С самого юного возраста он проводил большую часть дня в храме, избегая игр и праздных разговоров со сверстниками. Впоследствии, став пресвитером, Святитель Николай снискал любовь паствы своей строгой подвижнической жизнью и готовностью помочь каждому, кто испытывал какую-нибудь нужду. Так, однажды он услышал о том, что некий обедневший человек не может выдать трех своих дочерей замуж, не имея для них приданого, и хочет отдать их на блуд. Святитель тайно, под покровом ночи, трижды ходил к дому бедняка, подбрасывая ему в окно каждый раз по мешочку золота. Благодаря этой помощи все три девицы смогли выйти замуж.

Икона «Святитель Николай с избранными святыми» (Новгородская школа, конец XII — начало XIII веков).

В сане архиепископа Мир Ликийских Святитель Николай остался доступен для каждого, кто прибегал к нему за помощью и утешением. Он терпеливо и с молитвой сносил гонения, постигшие Церковь в правление императора Диоклетиана, и до глубокой старости трудился ради своей паствы. Преставился Святитель Николай 6 (19 по новому стилю) декабря 342 года.