032. Великая Лавра (Святая Гора Афон), страница 10

032. Великая Лавра (Святая Гора Афон), страница 10

подвижники

святым Афанасием привели к победе византийского оружия в крайне сложных боевых действиях. Никифор Фока, глубоко верующий христианин, увидел в этом особое заступничество Господа и решил осуществить давно зревший у него план строительства монастыря во главе с преподобным Афанасием. По его мысли, новый монастырь должен был стать не только ктиторской обителью полководца, но и тем местом, где бы он принял иноческий постриг, о котором давно мечтал. Вскоре Никифор отправил преподобному Афанасию деньги, необходимые для строительства монастыря.

963 год особенно важен в жизни святого Афанасия. Во-первых, подвижник принял великую схиму. Во-вторых, именно тогда на южной оконечности Афонского полуострова возникли первый постройки новой обители. В 963 году отстраиваются храм во имя Иоанна Предтечи, келья для Никифора, где полководец должен был начать свой монашеский путь, а также закла

Икона Божией Матери «Экономика».

Наблюдение звезд на Афоне. Западноевропейская миниатюра, XV век.

дывается соборный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Но этот знаменательный год принес и разочарования преподобному Афанасию. 16 августа Никифор Фока был провозглашен византийским императором...

«Кесарю — кесарево» — резкий политический взлет полководца означал его отказ от прежних стремлений возложить на себя чин ангельского образа, которым является монашество. Такой поворот событий стал ударом для святого Афанасия. Он, движимый любовью к своему духовному другу, отказался ради него от своего идеала — безмолвия и аскезы, — взвалил на себя бремя устроительства монастыря, теперь же все это оказалось напрасным. Преподобный покинул Афон и отправился на Кипр. Там он подвизался в одной из обителей около Пафоса. Как следствие, строительство Великой Лавры замерло, а среди братии, которая уже в значительном количестве собралась вокруг Афанасия, начались волнения.

Но, как известно, все, что ни делает Господь, к лучшему. В 964 году в Константинополе состоялась встреча императора Никифора и преподобного Афанасия Афонского, во время которой византийский василевс убедил святого продолжить строительство обители. Подвижник вернулся на Афон в качестве игумена нового императорского монастыря, получившего особую привилегию навсегда оставаться независимым, то есть не подчиняющимся ни светским, ни церковным лицам, исключая императора. С собой преподобный Афанасий вез дары Никифора Фоки: многочисленные мощи угодников Божиих, а также частицу Честного Древа. Впоследствии монастырь, основанный святым Афанасием, получил множество императорских хрисову-лов, дарующих все новые привилегии обители. Особое положение монастыря привело к тому, что уже в 970-е годы его официально стали называть Великой Лаврой. Конечно, большую роль в этом сыграла и личность преподобного Афанасия. Уже при жизни его считали великим подвижником. Мужчины всех возрастов со всей Византийской империи стремились к нему в надежде стать его учениками. В Великой Лавре преподобный ввел строгий общежительный устав (около 973—975 годов),