Вокруг света 1955-02, страница 48

Вокруг света 1955-02, страница 48

Пампа у предгорий Анд.

хлебкой, а рядом над тлеющими угольями на решетках поджариваются неосвежеванные туши телят и быков, разрубленные надвое. Затем поджаренное мясо легко отделяется от шкуры и, разрезанное на большие ломти, подается на столы, расставленные тут же в тени деревьев или под виноградными лозами, вьющимися по высоким решеткам.

Над кострами или грудами догорающих углей воткнуты в землю крестовины с распятыми на них тушами овец. С поджаривающихся туш капает жир, его собирают в плошки, затем на нем готовят известные нам «эмпанадос».

На эстраду вышел ансамбль национальной песни и пляски.

Под аккомпанемент гитар молодая napai то стремительно бурно, то лирически плавно и грациозно танцует

любимый танец аргентинцев самбу. Костюмы певцов и танцоров напоминают одновременно одежду и индейцев и испанцев. Белые узкие повязки на головах женщин, яркие расцветки одежды — от индейцев, плащи и широкополые шляпы, надетые поверх маленькой вязаной шапочки, закрывающей волосы и уши от пыли, — от испанцев.

Вот по сцене, отчаянно звеня шпорами и размахивая лассо, пронесся в безудержном танце гаучо.

Жизнерадостный народ Аргентины любит музыку. Особенно много веселья, танцев, смеха и пения в дни «праздника! винограда», которым осенью, в марте, заканчивается сезон сбора. Праздник винограда — это большое торжество. Избирается королева, по нарядным улицам Мендо-сы движутся карнавальные шествия, выступают певцы и танцоры.

Выйдя из ресторана, еще полные впечатлений, мы отправились в зоологический сад на крутом холме за

парком Сан-Мартин. Он очень богат, в нем собраны представители животного мира самых различных частей земного шара. В огромных загонах для медведей, тигров, оленей и других животных воспроизведены природные условия тех мест, откуда они вывезены. Даже для орлов построен вольер таких размеров, что птицы могут свободно парить в нем над искусственными утесами.

Но на этом холме, как нигде, ощущается недостаток воды. Жалко смотреть на белого медведя, с отчаянием бултыхающегося в теплой, непроточной воде.

В двух километрах западнее, на «Холме славы», воздвигнут гигантский памятник, увенчанный символической фигурой Аргентины: женщины, высоко поднявшей руки с обрывками цепи.

Памятник воздвигнут в честь генерала Сан-Мартина, под руководством которого в начале XIX века около Мендосы была создана «Армия Анд», изгнавшая в 1817 году испанцев из Чили, а в 1820 году и из Перу, чем фактически и завершилась борьба за освобождение Аргентины из-под ига испанского владычества.

Об этом периоде сложено много легенд.

Жители Мендосы любят рассказывать о том, как жены состоятельных горожан пожертвовали Сан-Мартину личные драгоценности на оснащение войск. Но почему-то мало рассказывается о героических дела* добровольцев — гаучо, проливавших кровь за свободу своей родины. Нет их и среди скульптурных групп памятника рядом с генералом Сан-Мартином, изображенным ниже фигуры, символизирующей Аргентину.

К АНДАМ

На следующий день мы встали чуть свет. Нам предстоял дальний путь — по местам, где проходила армия Сан-Мартина.

В окрестностях города много памятников на местах стоянок и бивуаков «Армии Анд», особенно в пригороде Лас-Эрас.

Отсюда армия Сан-Мартина по руслу пересыхающей речки Мендосы, вдоль рек Лас-Куэвас и Успальята двигалась в Анды. Теперь здесь проходят шоссе и железная дорога, ведущие в Чили. Участок этой дороги до границы с Чили — излюбленное место для туристских поездок и походов.

Шоссе сначала идет по равнине, автобусы быстро мчаггся по гладкому асфальту. Но вот дорога сворачивает круто влево, на запад, и сразу начинаются горы. Кончается асфальт. Едкая пыль от щебенки проникает, кажется, до самых костей. Непрерывными виражами дорога взбирается все выше и выше.

В предрассветной мгле ничего не видно за тучами пыли, поднимаемой

Пейзаж в Андах.

42