Вокруг света 1955-03, страница 66К ИСТОКАМ ОРИНОКО «Длинные каноэ медленно скользили по реке, на берегах которой стеной стоял тропический девственный лес. Мертвая тишина царила вокруг. При приближении лодок взлетали и снова садились, немного дальше, стаи цапель и большие мартыны-рыболо-вы. Иногда с камня или ствола поваленного дерева тяжело шлепались в воду рыжеватые бобры с блестящей шерстью. Через два дня после начала путешествия, под вечер, из глубины леса раздались странные крики, привлекшие внимание участников экспедиции: — Шори! Шори! И почти сразу же затем два совершенно нагих человека, тела которых были покрыты лиловыми рисунками, появились среди прибрежных деревьев. ...Когда каноэ пристало к берегу, эти странные люди, буквально набросились на ученых. Они рассматривали их со всех сторон, поглаживали и дергали за бороды, ощупывали их одежду и обувь...» Так начинается рассказ французского географа Жозефа Грилье о франко-венесуэльской экспедиции к истокам Ориноко, помещенный во французском журнале «Science et vie» («Наука и жизнь») в декабрьском номере за 1954 год. Люди, встретившиеся путешественникам, были индейцы-вайкосы. Большинство из них еще никогда не видало белокожих. Экспедиция ставила своей целью разыскать истоки Ориноко, этой большой реки, открытой еще в конце XV века. После испанских конкистадоров, поднявшихся вверх по Ориноко в тщетных поисках легендарного Эльдорадо и «золотого города» Ма-ноа на берегах несуществующего озера Парима, многие пытались найти истоки реки. Однако до последнего времени эти истоки оставались неизвестными. Франко-венесуэльская экспедиция, которой удалось добраться до цели, была организована в 1951 году. Из тридцати ее участников четверо были французы. Первая же встреча с вайкосами не подтвердила слухов о них как о «людях-обезьянах», очень свирепых и совершенно диких. Экспедиции легко удалось завязать дружеские отношения с вайкосами. Индейцы-вайкосы ходят совершенно нагими, питаются дикими плодами и дичью. Все их имущество состоит из луков, стрел, кусочков дерева для добывания огня и небольших ножей с лезвиями из кости. Они кочуют в лесах маленькими группами, охотясь за пекари. Свои временные поселения вайкосы обычно обносят грубой изгородью, внутри которой строят хижины-навесы из трех воткнутых в землю жердей, покрытых сверху листьями банана. Хотя здесь много рек, вайкосы не знают еще не только лодок, но даже самых простых плотов. Экспедиции потребовалось свыше четырех месяцев для достижения цели. Течение реки было настолько сильным, что больше трех километров в день делать не удавалось. Там, где река сузилась до 30 метров, превратившись в бурный и быстрый поток, несущийся среди черных скал, лодки пришлось оставить и последние 60 километров итти по берегу, прокладывая путь через чащу леса с помощью мачете. Леса на берегах Ориноко густые и мрачные. Здесь мало птиц и почти нет животных. С верхушек деревьев, словно толстые зеленые канаты, свисали лианы. Лучи солнца не проникали сквозь сплошной зеленый свод, и в лесу царил постоянный сумрак, даже днем видимость не превышала двух метров. С деревьев капала вода, было очень сыро и душно. Ночью лес был наполнен оглушительным кваканьем лягушек-«быков»... Но самое страшное — мелкие обитатели леса: черные комары, крошечные коричневые и крупные красные муравьи с громадными головами, скорпионы, термиты... Река становилась уже, мелела и, Из небольшого родника (слева) берет начало одна из величайших рек Южной Америки — Ориноко. наконец, превратилась в небольшой ручеек, протекающий по дну узкого ущелья. В последний день пути шел проливной дождь, и участники экспедиции не сразу заметили, что потеряли ниточку реки. Им пришлось вернуться, и, наконец, у подножия небольшого холма они нашли место, откуда вытекает Ориноко. Образуя небольшую лужицу, вода просачивалась здесь из-под глыб красноватой глины, покрытых опавшими листьями. Экспедиция установила точную длину Ориноко —2 160 километров. С КИНОАППАРАТОМ ПОД ВОДОЙ В январском номере болгарского журнала «Наша родина» за 1955 год рассказывается о киносъемках под водой, проводившихся под руководством кинорежиссера Вазова. От Поморийского пляжа отчаливает лодка. Если посмотреть в воду, то увидишь плавно колышущийся громадный лес, переливающийся всеми оттенками изумруда. Это заросли морских водорослей, их нужно заснять. Глубина здесь небольшая — всего два-три метра, а потому кинооператор Атанасов отказывается от скафандра. Он вооружается кинокамерой в герметическом чехле и ныряет. Одновременно ныряет и сотрудница, участвующая в съемке. Из-под воды глухо доносится рокот кинокамеры. Через минуту оба показываются над поверхностью воды и сообщают: — Засняли двадцать метров кинопленки! Это лишь первые опыты подводной киносъемки в Болгарии. Но они уже дали ценные результаты. В подводном лесу обнаружена водоросль цистозира барбата, из которой добывается алгиновая кислота, применяющаяся в виноделии, при изготовлении пластмассы и для других целей. [По страницами .журналов jj |