Вокруг света 1955-04, страница 54

Вокруг света 1955-04, страница 54

ми фермерами-новоселами Воейков нанял большой фургон и отправился в степь: фермеры подыскивали для себя участки, а Воейков хотел поближе познакомиться с природой этого края, напоминавшего ему черноземные степи нашей Южной Сибири. Воейкову бросалось в глаза, как хищнически истреблялись туг природные богатства. Раньше, записал он, «здесь паслись большие стада бизонов, но в то время они были уже истреблены почти совершенно».

Поразила его и бедность канадских индейцев.

Шел уже сентябрь, а план у Воейкова был очень обширный. Чтобы выполнить его, надо было вернуться на побережье Атлантического океана, а оттуда отправиться в тропические страны Америки.

На пароходе через Верхнее озеро и озера Гурон, Мичиган, Эри и Онтарио он добрался до Монре

аля, оттуда проехал в Квебек — столицу Канады тех времен (тогда она еще принадлежала французам), и уже отсюда вернулся в Соединенные Штаты. Во всех городах он посещал метеорологические станции, собирал сведения по климату. В течение всего пути он и сам производил метеорологические наблюдения.

Из Ныо-Иорка Воейков отправился пароходом на полуостров Юкатан. Наконец-то он попал в тропики! Воейков делает экскурсии вглубь страны, посещает развалины старинных индейских поселений. Затем, переплыв Мексиканский залив, он перебирается в Вера-Крус — порт неподалеку от столицы Мексики.

Мексика — страна климатических контрастов. На низинах и у морских берегов жарко и влажно. Здесь на расчищенных участ

ках тропического леса разводят сахарный тростник; на склонах гор — плантации кофе. Но когда путешественник поднялся на Мексиканское плоскогорье, он попал словно в другой мир. Прозрачный воздух прохладен, растительность бедна — колючие кустарники, кактусы да агавы. Над сухой каменистой равниной поднимаются вершины горных хребтов, они словно отгораживают всю внутреннюю часть плоскогорья от обоих океанов; еще выше — отдельные конусы вулканов. Особенно великолепен был покрытый снегом вулкан Орисаба, высотою почти в шесть километров! Возделывают тут главным образом маис. Кое-где потоки застывшей лавы перегородили долины, и здесь образовались глубокие синие озера. Воейков долго любовался озером Атитлан, окруженным вулканами.

Воейкова поразило запустение страны после завоевания ее испанцами. В округе Соконуско, где ко-

гда-то жило до 300 тысяч индейцев, осталось только 11 тысяч бедняков.

Путешествовать приходилось большей частью верхом. Сделав большой маршрут по внутренним областям южной Мексики, Воейков направился через Техуантепек-ский перешеек в Гватемалу. Более тысячи километров пришлось ему проехать верхом на лошади или муле.

Но вот и Тихий океан! Перевалив последнюю горную цепь, Воейков вышел к величайшему океану мира. Как влияет эта огромная масса воды на климат американских берегов?

Чтобы разобраться в этом, Воейков решил обогнуть всю Южную Америку и сел на пароход, идущий в Перу.

Перу — первая остановка на этом грандиозном маршруте. Впро

чем, «остановкой» пребывание Воейкова в Перу можно было назвать только в шутку: он, конечно, и здесь путешествует. Из перуанского порта Кальяо он проехал в столицу Перу — город Лиму, откуда совершил ряд поездок по Кордильерам.

Следующая «остановка» была у границы Перу и Чили. Воейков снова углубился в Кордильеры и вышел к большому озеру Титика-ка, поднятому над уровнем океана на целых 3 812 метров! Поселения в этой местности — одни из самых высокогорных в мире. Их жители привыкли к низкому давлению и редко спускаются к морю.

Только большая выносливость позволяла Воейкову путешествовать в здешнем разреженном воздухе. Воейков находился у самого экватора, но ночи были пронзительно холодны. Если горы тут не всюду покрыты вечными снегами, то это лишь потому, что здесь вообще выпадает мало осадков.

Еще несколько подобных «остановок» сделал Воейков, огибая Южную Америку. Он убедился, что берега Южной Америки значительно более прохладны, чем «полагалось» бы согласно широте. Воейков дал этому и объяснение: холодное течение, идущее с юга, играет роль охладителя. Кроме того, ветры дуют здесь по большей части с суши и отгоняют от берега нагретую солнцем воду поверхности океана; на ее место из глубин поднимается холодная вода.

Пройдя через Магелланов пролив, Воейков побывал в Аргентине, в столице Бразилии — Рио-де-Жанейро. Сев в устье самой многоводной реки мира Амазонки на речной пароход, он отправился вглубь Бразилии. Тропические леса Амазонки — самые роскошные на земле. Амазонка, разбитая на множество проток, каждая из которых равна большой реке, течет среди топких островов. Они заросли самыми разнообразными тропическими деревьями, увитыми лианами. Войдешь под этот зеленый свод — и сразу попадаешь во влажный жаркий полумрак.

Вдоль сплошной стены зелени медленно ползет против течения пароход, беспрестанно лавируя среди островов. Когда пароход пристает у какого-нибудь городка, все его смешанное португальско-индейско-негритянское население высыпает на пристань. Но городки встречаются все реже; и вот уже только индейские деревушки, состоящие из тростниковых хижин, попадаются иногда по берегам. А до верховьев реки все еще далеко!

Однако путешествие по Амазонке пришлось прервать. Желтая лихорадка — серьезная болезнь, и даже выносливый Воейков должен был смириться перед ней и повернуть обратно. Обессиленный, лежал он в каюте парохода.

48