Вокруг света 1955-04, страница 55

Вокруг света 1955-04, страница 55

Чтобы оправиться и окрепнуть, надо было переменить климат. На парусном корабле Воейков вернулся в США, а в мае 1875 года отправился из Нью-Йорка домой в Петербург.

ПО ВОСТ ОЧНОМУ ПОЛУШАРИЮ

Не долго пробыл Воейков в Петербурге!

Через несколько месяцев он уже выехал во второе большое путешествие. Он теперь хочет посетить различные в климатическом отношении страны восточного % полушария. Индия, ^ Ява', Япония — вот куда лежит его путь.

В ноябре 1875 года Воейков уже высадился в Бомбее. По железной дороге он проехал «поперек» всей Индии в Калькутту и отсюда начал поездки -по стране.

Прежде всего он отправился к подножьям Гималаев; здесь он наблюдал, как с высотой меняется растительность, как горы благодаря тому, что они «перераспределяют» влагу, которую ветры приносят с океана, влияют на географию растительности.

Затем Воейков побывал в Бенаресе, на многоводном Ганге, в Дели и оттуда вернулся в Бомбей, объехав, таким образом, северную, наиболее густонаселенную часть Индии. Из Бомбея Воейков морем выехал на юг Индостана, где посетил туземное княжество Траван-кор и исследовал тропические леса. Зима здесь почти совсем не ощущалась.

Природа Индии и индийский народ очень понравились Воейкову, он очень тепло отзывался об этой стране. Отношение англичан-поработителей к индийцам вызывало горячее возмущение русского ученого.

«Европейцы в Индии и других английских владениях востока, — писал он,—привыкли обращаться с туземцами крайне бесцеремонно.

Заурядный англичанин в Индии даже не может себе представить, чтобы туземец мог занимать административную должность, а тем более быть офицером». В Индии «англичане довели систему выбирания денег из народа до высшего совершенства. Население Индии в огромном большинстве сельское и даже в обычные годы живет очень бедно. Всякий же неурожай сопровождается голодом».

Как географ Воейков сразу подметил, какое огромное значение имело бы для Индии искусственное орошение. Оросительные каналы, писал он, очень нужны индийскому населению.

Из южных провинций Индии Воейков перебрался на Цейлон, а оттуда проехал на Яву.

На Яве Воейков пробыл полтора месяца.

Исследователь внимательно изучил знаменитый ботанический сад Бейтензорг, побывал в городе Батавии где жил голландский генерал-губернатор: Ява была в то время голландской колонией.

Проводя ботанические наблюде

1 Теперь это столица Джакарта.

Индонезии

ния, Воейков воспользовался тем обстоятельством, что для устройства плантаций вырубали перевитые лианами тропические леса. «Это был превосходный случай изучить высокоствольные деревья с их паразитами, То, что в обыкновенное время (т. е пока лес на корню) займет недели, может быть сделано в несколько дней».

Хотя Ява довольно гориста, это одна из самых густонаселенных стран земного шара. Яванцы возделывают рис, сахарный тростник, кофейное дерево, чайный куст.

Воейков насчитал до 100 видов плодовых деревьев, в числе которых были банан, кокосовая и сахарная пальмы и другие. «Сады (кампонги) вокруг занимают значительные пространства во всех селениях острова».

Однако, несмотря на такую благоприятную природу, яванцы жили бедно. Воейков объясняет и причину этого: богатства острова достаются не яванцам, этим усердным земледельцам, а колониальным владыкам — голландцам.

В июле 1876 года Воейков прибыл в Японию, которая в это время только вступала на путь капиталистического развития и еще во многом сохраняла феодально-средневековый уклад. Европейцам тогда разрешалось жить только в семи портовых городах; Воейков же хотел, по своему обыкновению, как следует попутешествовать по этой, еще очень мало известной стране. Чтобы получить разрешение на поездку, он прибегнул к помощи русского посла в Токио. И вот, наконец, у него на руках долгожданный паспорт. Японский писец тонкой кисточкой выписал в нем тушью затейливые иероглифы, обозначавшие имя русского путешественника и разрешение на свободный проезд.

Почти полгода провел Воейков в Японии. Семь раз пересек уче

4 «Вокруг света» № 4

49