Вокруг света 1955-06, страница 69

Вокруг света 1955-06, страница 69

еще не разрешенные, автор приоткрывает перед молодыми читателями перспективы науки, ее завтрашний день — тот день, когда они сами примут участие в великой и никогда не кончающейся битве за познание и преобразование мира.

Романтический ореол окружает науку в книге «Солнце и его семья».

Рассказывая о селенографии — разделе астрономии, изучающем поверхность Луны, — М. Ивановский рисует ее как науку, необходимую будущим водителям космических кораблей. Когда-нибудь (и, вероятно, очень скоро) высадятся они на спутнике нашей планеты и откроют тайну загадочных лунных кратеров-цирков, проникнут с фотографическим аппаратом и геологическим молотком в руках в диковинную Альпийскую Долину, исследуют словно вычерченную по линейке стокилометровую Прямую Стену, находящуюся в Море Облаков, выяснят причину исчезновения кратера Линнея, который астрономы прошлого века ясно видели даже в свои слабые телескопы.

Еще многие свои тайны прячет от нас Меркурий. На его светлом полушарии царит температура свыше 400 градусов — огромный добела раскаленный диск Солнца отражается в лужицах расплавленного олова и свинца. На другом полушарии — вечная ночь. Здесь властвует космическая стужа, разрывающая каменное тело планеты. И все же самые последние исследования позволяют думать, что Меркурий окружен какой-то газовой оболочкой. Узнает ли когда-нибудь человек этот далекий от нас мир? Читатель книги М. Ивановского убежденно ответит: да!

Планета Венера — близнец Земли. На Венере та же сила тяжести, что и у нас; есть там и атмосфера. Венере не страшен космический холод и солнечный жар: ее «воздух» и густые облака защищают поверхность

ггланеты. Наша фантазия уже готова представить сверхтропические леса, более пышные, чем в долинах Амазонки или Конго, первобытных ящеров в мелких лагунах теплых морей...

Но глаза телескопов еще не могут проникнуть сквозь облака, затягивающие поверхность нашей соседки. Спектральный анализ показывает, что на Венере нет ни кислорода, ни водяного пара; атмосфера ее содержит огромное количество углекислоты. Быть может, Венера — молодая планета, где лишь зарождается жизнь. А облака Венеры? Они состоят не из капелек воды или кристаллов льда, как наши. Что же это: пузырьки формальдегида — муравьиного спирта, вулканический пепел, пыль?

Может быть, скоро настанет день, когда лучи межпланетных радиолокаторов пробьют непроницаемый свод облаков Венеры и нам откроются ее оранжево-красные джунгли. И трава, и листья деревьев — вся «зелень», как предполагает советский ученый Г. А. Тихов, имеет на Венере оранжевый или красный цвет.

Каналы и сине-фиолетовая расти-тельь зсть Марса, Большое Красное Пя1по и Южное Тропическое Возмущение Юпитера, кольца Сатурна, «катящийся набоку» Уран, далекий Плутон, открытие которого задержалось на 11 лет из-за того, что на эмульсию фотографической пластинки попала соринка, планета Фаэтон, которая, взорвавшись, превратилась в рой малых планет-астероидов, кометы — «видимое ничто», — обо всем этом увлекательно рассказано в книге.

Открытия и гипотезы планетной астрономии М. Ивановский рисует

на широком фоне истории науки о небе. Здесь он тоже нашел много нового и интересного.

Североамериканские индейцы-ирокезы называли созвездие Большой Медведицы — Окуари, древние греки — Арктос, монголы — Утыган, англичане — Бээр, римляне — Урса. Все эти слова означают: медведь. Почему же народы, живущие далеко друг от друга, одинаково назвали этим именем созвездие, похожее на ковш? Что означают и откуда взялись названия других созвездий и звезд? Как открыли шарообразность Земли и как наука доказывает ее вращение? Книга дает ответ на все эти вопросы.

Последние четыре главы посвящены Солнцу. Тема эта взята очень широко: здесь не только строение Солнца и процессы, происходящие на нем, но и связь их с жизнью Земли. Автор показывает дневное светило как источник различных видов энергии, рассказывает о фотосинтезе — созидании светом в зеленых листьях растений живого вещества из неживого, раскрывает связь между солнечными пятнами, протуберанцами и вихрями на Солнце с земной погодой и климатом, с невидимыми магнитными бурями и полярными сияниями.

Солнце — ближайшая к нам звезда. Недаром в последние годы астрономы так внимательно изучают его, чтобы раскрыть тайны других миров. Главы о Солнце могут служить для читателей мостом к другим, более сложным работам по астрономии.

Книга М. Ивановского «Солнце и его семья» — как раз та книга по астрономии, которую давно ждут молодые читатели.

К. АНДРЕЕВ

„Окаменевшая молния66

Ответ на загадку „Что здесь изображено?*

Двести пятьдесят лет назад в приморских песках в Германии был найден странный стекловидный предмет напоминающий окаменевший корень растения. Долгое время происхождение этого «корня» оставалось неразгаданным, и лишь сто лет спустя было установлено, что это песок, сплавившийся от удара молнии.

При попадании молнии в песок он мгновенно сплавляется, образуя длинные разветвленные трубки, полые внутри. Поверхность трубок обычно шероховатая, состоящая из отдельных крупинок песка, а внутри они гладкие и блестящие. Однако такие образования — фульгуриты (см. снимок) — встречаются крайне редко.

В прошлом номере нашего журнала, на странице 63, был помещен снимок, изображающий часть спортивной площадки с металлическим флагштоком, в который ударила молния. На песке вокруг флагштока образовался типичный фульгурит.

62