Вокруг света 1963-05, страница 44

Вокруг света 1963-05, страница 44

1 '-^1сли вы впервые попадете на нью-йоркский аэро-I Н дром, вам сразу бросается в глаза, что почти I И все носильщики, водители электрокаров и убор-I щМ щики огромного международного аэропорта, где I W каждые девяносто секунд поднимается или опу-L- J скается воздушный корабль, принадлежат к тем, которых янки именуют «цветными». Мулаты, пуэрториканцы, малайцы или китайцы образуют своеобразные оттенки в черной, как эбеновое дерево, толпе негров. Они таскают багаж пассажиров, разгружают фюзеляжи самолетов, подметают и убирают обширные залы и террасы аэровокзала. Несколько янки в темно-си-ней форме присматривают за всей этой армией и короткими жестами руководят ее действиями. Среди носильщиков я не увидел ни одного белого.

Я спросил, чем объяснить это. Мне ответили: — Ага! Понятно, на что вы намекаете. Вы приехали сюда с предвзятыми идеями. Но знайте, уважаемый мистер: в Нью-Йорке неграм разрешено все... Даже доступ в автобусы вместе с белыми...

Перерезая Манхаттан в длину, от Баттери Парка до •канала, который связывает Гудзон с Ист-Ривером, основная продольная линия нью-йоркского метро не только проходит тридцать километров галерей, пробуравленных в граните, она пересекает этнографическую карту. До того места, где справа от метро остается Бруклинский мост, в одном вагоне с вами поедут пассажиры с миндалевидными глазами. Это означает, что •наверху, на поверхности, находится Чайнатаун, китайский квартал, сдавленный в котловине между двумя массивами небоскребов Манхаттана.

Проехав несколько станций ближе к северной части города, поезд метро останавливается под... Испанией. Это Испания без боя быков, но такая же несчастная, как и в Европе.

Далее, на краях котловины, между компактными группами небоскребов, находятся итальянский и французский кварталы. Первый поставляет Нью-Йорку лучших каменщиков к асфальтировщиков; второй, занявший небольшой «островок» на Восьмой Авеню, снабжает город парикмахерами, учителями французского языка и лакеями.

б северной части Манхаттана появляется негритянский мир Гарлема. Станция метро на 125-й улице доставляет вас в самое сердце Гарлема.

Однако что это такое? Мощный ураган пронесся мимо станции, исчез за углом, оставив позади себя лишь эхо оглушительного грохота, словно тысяча машин с огромной скоростью неслась без шин по грязному потрескавшемуся асфальту.

Сто двадцать негритянских девушек ринулись на штурм нью-йоркского асфальта. Они мчались на роликах, пересекая со скоростью болидов Гарлем, оцепеневший от жары «индейской осени», пробуждая его, заставляя выйти к окнам, на балконы или на тротуары.

Застигнутый врасплох янки испускает ругательство и ставит свой широкий, с выпученными фарами автомобиль на край тротуара: «Тысяча чертей! И что это на них нашло? Ведь они же имеют доступ в наши автобусы!» Шоферы автобусов лукаво улыбаются, ожидая, когда пронесется бурный черный поток на роликах. Прохожий на тротуаре в недоумении останавливается и удивленно смотрит вслед лавине. Многие одобрительно улыбаются.

Сто двадцать негритянских девушек мчатся го Нью-Йорку с одинаковой надписью на груди: «Equal Rights for all races, religions, nationalities»Сто двадцать пар горящих глаз, сто двадцать пар пухлых губ, сто двадцать черных лебединых шей, сто двадцать пар проворных ног, с детства привыкших к бешеному ритму макумбы, пересекают застывший город.

Но впереди надрываются полицейские свистки, угрожающе раскачиваются резиновые дубинки. И черный поток растекается по боковым улицам.

Теперь лимузины с выпуклыми стеклами могут ехать дальше, бесшумно скользя по асфальту, поцарапанному роликами.

1 Равные права для всех рас, религий, национальностей.

Гром утих. Но в темных, неспокойных облаках, нависших над грязными переулками негритянского квартала, уже слышны раскаты новой грозы.

Негритянские девушки атаковали нью-йоркскую магистраль в день Колумба, когда американцы отмечают торжественным шествием годовщину великого открытия... Гарлем снова напомнил Америке, что в составе экипажа эскадры Христофора Колумба не было ни одного янки. Зато человек, первым заметивший землю Нового Света, был негр Крист, капитан одной из каравелл Колумба. Экипаж, которым он командовал, почти полностью состоял из людей с темной кожей. Негры, владевшие тайнами джунглей и искусством исследования неведомых земель, первыми вступили в леса Сальвадора, прокладывая белым дорогу в глубь нового континента. Однако по жестокой иронии судьбы на земле, открытой их предками, негры вскоре стали рабами. В 1609 году в Америке была выгружена первая партия «черной слоновой кости», привезенная в кандалах из Африки. А за четыре столетия торговли рабами с африканского континента было похищено не менее трехсот миллионов человек.

Ныне Гарлем с его полумиллионным населением — негритянская «столица» Нового Света. Двадцать пять улиц, пересекающих по горизонтали Манхаттан между

ИОАН ГРИГОРЕСКУ, румыиогмй писатель

3J3