Вокруг света 1963-09, страница 54

Вокруг света 1963-09, страница 54

Обмолот происходит просто: снопы топчут босыми ногами. В более крупных хозяйствах по снопам гоняют лошадей — вроде как на цирковом манеже. Чтобы провеять зерно, его собирают в большие плоские корзины и многократно встряхивают. Ветер постепенно уносит полову, зерна падают в корзину. Полируют рис преимущественно на мельницах, но часто и вручную — в больших каменных и деревянных ступах.

Счастье, что климат здесь благодатный и не надо тратить много на одежду и благоустройство жилья, а топливо и вовсе не нужно. Филиппинским крестьянам-арендаторам деньги даются тяжелым и упорным трудом.

Но вот равнина позади, начинается Маунтин-Про-винс — «Горная провинция». 20 километров подъема по извивающейся дороге на высоту около 1 300 метров. Здесь в окружении соснового леса, которому прохладный горный воздух обязан своим свежим ароматом, расположен Багио. Приятно очутиться тут после пекла на равнине, но, кроме чистого воздуха и овощей, город ничем не богат. Почти все овощи филиппинцы получают из района Багио. Здесь увидишь и таких старых знакомцев, как салат или красная капуста. Деже клубника есть — правда, это большая редкость, доступная только богатым людям. Но главное — здесь впервые путешественник встретит коренных жителей — представителей различных горных племен — в их пестрых национальных костюмах.

Путь от Багио до Бонтока... 150 километров, подобных которым по красоте трудно найти в нашем прекрасном мире. Моему восторгу и восхищению не было предела, да и теперь, когда я множество раз проделал этот путь, я неизменно радуюсь каждой новой возможности проехать здесь. Пожалуй, единственное, чего недостает глазу, — немного снега на вершинах. Но откуда ему взяться так близко от экватора — на Филиппинах никогда не выпадает ни одной снежинки, хотя в наиболее высоких местах страны температура иногда опускается до нуля.

Бонток лежит в котловине. Со всех сторон горы, и здесь не увидишь ни утренней, н* вечерней зари. Через котловину стремительно мчится река Чико. Вдоль ее левого берега тянется новый город: длинная улица и несколько переулков, спускающихся к реке. Великолепна^ ратуша, католическая церковь со школой, англиканская церковь со школой, государственная школа, больница и две небольшие гостиницы. Но меня гораздо больше интересовал Бонток Илли — часть города, которая поднимается далеко вверх по склонам и населена коренными жителями. Они живут также в пригороде на правом берегу.

Хотя от Бонтока Илли до двадцатого столетия рукой подать, там все почти такое же, каким было тысячу лет назад. Впрочем, древнюю цивилизацию медленно, но верно разрушают и католические и англиканские «братья и сестры».

Постройки разбросаны беспорядочно на большой площади. Улиц нет, только тропки, такие узкие, что не разминуться. Дома-клетушки с дверью и высокой соломенной крышей. Окон нет. Свет и воздух проникают внутрь между верхним краем клетушки и крышей, опирающейся на деревянные столбы» Иногда часть внутреннего помещения огорожена для маленькой клановой, где хранится единственная семейная драгоценность: древняя китайская ваза для рисового вина. Мебели нет, кровати заменяет деревянный пол. Несколько кастрюль и сковородок, кружки.

Теперь кое-где строят дома на современный лад: ящики с железной крышей. Это новшество нельзя назвать удачным. В жаркое время года в таком доме чересчур жарко, в прохладное — холодно. Зато всем видно, что обитатели домов живут «роскошно и богато». Чтобы заработать деньги на постройку этих уродующих ландшафт домов, молодые люди отправляют

ся на медные и золотые рудники, где трудятся в ужасающих условиях.

Но главный источник доходов бонтокской семьи — рисовое поле. Правда, поля подчас расположены далеко от дома. Сельское хозяйство здесь ведется коллективно — под руководством старейшин. Бонток Илли представляет собой, по сути дела, десяток слившихся вместе деревень, каждая из которых сохранила свою «ратушу» — она здесь называется «ато» и представляет собою длинную землянку, где живут вдовые старики или же останавливаются, как на постоялом дворе, приезжие из пожилых. Перед ато есть площадка из плоских камней, огороженная невысокой каменной стеной. Здесь собираются мужчины и, сидя на корточках, часами обсуждают проблемы своей деревни. Они устанавливают распорядок работ на день.

эль-моло

У берегов озера Рудольфа в северо-западной части Кении к раскаленным солнцем каменистым холмам прилепились убогие хижины из пальмовых листьев. Овальные пурпурно-красные валуны усеивают три гигантских уступа, которые спускаются к серым песчаным берегам, обоамляющим голубые воды озера.

В этом пустынном уголке обитает самое маленькое племя Африки — эль-моло. Оно насчитывает всего около 100 человек. История этого обреченного на медленное вымирание племени до сих пор точно не изучена. Некоторые ученые считают эль-моло потомками народа, жившего здесь задолго до прихода в Восточную А-сЬрику хамитов и банту.

Земля в этих местах совершенно бесплодна и лишена какой-либо растительности. Можно проехать десятки километров и не увидеть ничего, кроме все тех же голых скал и застывшей лавы. Питаются африканцы из племени эль-моло только рыбой. Ею богаты воды озера Рудольфа. Однако в этой роде содержится очень' высокий процент кальция; предполагают, что именно поэтому у Есех эль-моло плохие зубы и деформированные конечности.

Один чиновник английской администрации сказал о людях этого племени: <Они ничего не ждут от жизни и ничего от нее не получают». Представитель колониальных властей явно хотел оправдать нынешние условия существования эль-моло их «непритязательностью» — старый прием, к которому любят прибегать колонизаторы в подобных случаях. Что же касается второй части этого утверждения, то с ней трудно не согласиться. Эль-моло, как, впрочем, и тысячи африканцев других народностей и племен Кении, не получили от английских колонизаторов ничего, кроме нищеты, голода и болезней. б_ пиляц|{ин

Трудоспособные мужчины выходят в поле только для выполнения самых тяжелых работ, обычно они заняты постройкой домов, ремонтом крыш и так далее. На полях трудятся почти исключительно женщины и молодые девушки, трудятся по старинке.

Совет старейшин устанавливает очередность обработки полей. Владелец участка обязан кормить работников и помогать своим трудом соседям. Кроме риса, выращивают батат — он заменяет рис, когда кончаются его запасы.

Домашние животные — куры и черные свиньи — живут в выложенных камнем ямах возле дома, а кормят их преимущественно листьями батата и отбросами. Перед тем как съесть свинью, устраивают жертвоприношения богам и духам. Это весьма сложный ритуал, сопровождающийся особыми плясками.

48