Вокруг света 1963-09, страница 55

Вокруг света 1963-09, страница 55

Подобно ритуальным танцам в других странах, танцы горцев носят в первую очередь религиозный характер. Пляски начинаются, когда стемнеет и участники соберутся вокруг большого костра. В ожидании начала на земле лежат п'ять-шесть гонгов, которые звучат каждый по-своему. Иногда можно увидеть старинные гонги с рукояткой из нижней челюсти человека. Но таких становится все меньше, так как местные племена перестали охотиться за головами.

Вот несколько мужчин поднялись, схватили гонги и, стоя в ряд, начинают пляску, отбивая ритм в нарастающем темпе. Выходит., подняв руки вверх, одна из женщин, к ней присоединяются другие, и вскоре все они качаются в такт ритму. Захватывающее зрелище!

Одеяние мужчины составляет кусок ткани длиной около трех метров, который обматывают вокруг пояса и пропускают между ног так, что один украшенный узорами и длинной бахромой конец свисает спереди, другой — сзади. Бедра с обеих сторон нагие. Молодые предпочитают широкие и пестрые набедренные повязки с преобладанием красного цвета. Старики носят более узкие и темные повязки. На голове — маленькая соломенная шапочка (она же — кисет), украшенная перьями и кабаньими клыками. Мочки ушей у многих длинные, оттянутые книзу тяжелыми серьгами, для которых используют самые неожиданные предметы. Я даже видел человека, чье ухо было украшено английским замком. Прямые волосы свободно свисают во все стороны, их подрезают до нужной длины острым ножом.

Женщины носят замечательно красивые таписы — прямоугольный кусок материи длиной около полутора метров. Тапис обматывается вокруг пояса, а поверх наматывают еще узкую длинную полосу материи, оба конца которой свисают сзади. В расцветке таписа преобладают красный, белый и черный цвета, причем черный — в виде одной или нескольких продольных полосок на белом фоне. Синий и зеленый цвета применяются только для узоров, представляющих собою изображения животных и геометрический орнамент. Узкий пояс — желтый, с зелеными узорами. Материя домотканая, но искусство крашения пряжи, увы, совершенно забыто. Пряжу покупают в магазине. Волосы украшают венцом из длинных белых и круглых красных бусин. Белые должны быть из кости, красные — из самоцветов, но теперь их заменили пластмассовые имитации, которые намного дешевле. Многие женщины носят на голове венец из позвоночника здлеи: по поверью, он защищает от молнии.

К востоку от Бонтока дорога снова круто поднимается вверх. Деревень здесь меньше, и попадаются они реже, а затем и вовсе исчезают.

На вершине горы Полис всегда дует холодный ветер, и растительность здесь своеобразна: папоротники — ростом с дерево, для полноты впечатления недостает только нескольких древних ящеров. Потом дорога устремляется вниз, пересекая маленький лесок, и, наконец, на повороте вам открывается фантастическое зрелище — орошаемые террасы Банаве, или «восьмое чудо света», как их с гордостью называют филиппинцы.

Террасы здесь созданы руками людей, у которых не было даже лопаты, а только заостренные палки и подобные им орудия. Ифугао1 потратили, наверное, тысячи лет на то, чтобы на всех склонах здешних гор разбить длинные узкие рисовые поля, орошаемые с помощью хитроумнейших сооружений.

Террасы в окрестностях городка Банаве наиболее «известны, потому что их удобно фотографировать с автомобильной дороги. Но если у вас есть мужество, хорошие легкие, а живот не слишком велик, проберитесь по крутым тропам в другие долины, и вы увидите еще более великолепные террасы, с высокими межами, выложенными из гранита. Так, в районе Ба-тада они раскинулись, словно древнегреческий амфитеатр, только масштабы неизмеримо большие. Кто-то

I И ф у г а о — одна из филиппинских, народностей.

подсчитал: если вытянуть в ряд все стены террас, сооруженные ифугао, они опояшут половину земного шара. Очень даже может быть!

На склонах гор прилепились маленькие деревушки. Домики с соломенными крышами точно ласточкины гнезда. Они очень украшают здешнюю природу, — и все было бы хорошо, если бы не вмешались пришельцы. Посреди живописной долины Банаве они соорудили церковь, школу и общественную уборную — все из листовой жести. В Батаде появилось отвратительное железное строение — церковь. А теперь государство строит из того же материала школы в горах. Разве не странно, что школа и церковь, вместо того чтобы помогать развитию местной культуры, выступают в роли разрушителей традиционного, прекрасного и благородного!

Выйдя из автобуса в городе Банаве, я увидел короткую улицу, окаймленную деревянными сараями и упирающуюся в здание р-атуши. В городе есть бургомистр, полиция и городской казначей. Долг полиции — охранять казначея, обязанность которого — собирать налоги для содержания полиции и его самого. Не слишком продуктивное предприятие. Зато нет ни врача, ни аптеки. В последние годы иногда появляется миссионер-протестант. Государство содержит медицинскую сестру и акушерку: правда, в те два месяца, что я провел здесь, акушерка ничего не делала, только получала свою весьма скромную зарплату. Ифугао отлично обходились без помощи маленькой девушки из Манилы.

В будни единственное событие в жизни Банаве — приход и отход автобуса. Но раз в неделю бывает базар, и он заслуживает того, чтобы на него посмотреть.

Здешние мужчины, как и бонтокцы, носят набедренные повязки, но забавная соломенная шапочка — головной убор бонтокцев — в Банаве не в моде. Зато на боку у каждого мужчины висит тканая сумка с бахромой и витой латунной ручкой. Пожилые женщины, а иногда и мужчины носят на ногах тяжелые спиральные браслеты. И у всех, даже у детей, висит на шее брошь. Она чаще всего из серебра и изображает голубя, которого нелегко распознать, если не обрисованы крылья. А их нередко исключают, остаются только два больших грудных мускула, разделенные бороздой. И получается фигура, напоминающая -ердце. Иные носят три, даже пять таких «сердец».

Таписы женщин Банаве — синие, с черными и белыми узорами. Синие и пояса с красно-желтыми помпонами на концах. Когда пояс повязан правильно, концы ложатся на спину, а помпоны кокетливо торчат с беков.

Мужчины вооружены копьями и длинными ножами ■— болос. Нож висит, точно сабля, в деревянном футляре на боку. Знатные мужчины носят великолепные пояса, декорированные костяными кольцами; их концы свисают спереди. Старики накидываю" на плечи большое тканое одеяло, особенно если вечер холодный.

В базарные дни главную улицу Банаве, на которой происходит торговля, перекрывают и взимают с продавцов поборы пропорционально стоимости их товаров. Лавок нет, все продается прямо с рук, и цены очень низкие. Как-то даже неудобно платить такую малость за то, что стоило тяжелого труда. И, однако, вы получаете в придачу радушную улыбку, если заплатите не торгуясь.

На острове Палаван никто из ученых не бывал, а ведь это настоящий рай для исследователя. Я отправился туда на борту парохода «Пилар-П», который шел за копрой в Альфонсо-Тресе на западном берегу Палавана. Другой оказии в ближайшие месяцы не предвиделось.

Прибыв в Альфонсо-Тресе, я обсудил свои планы с бургомистром и начальником полиции.

Мои собеседники с трогательным единодушием считали, что я затеял рискованное предприятие — чистое самоубийство! Побережье еще куда ни шло, но внутри острова одним из племен правит вождь по имени Амбилан, который живет в пещере, охраняемой вои

4 «Вокруг света» № 9

49