Вокруг света 1963-11, страница 52

Вокруг света 1963-11, страница 52

ГАРРИ ТАБАЧНИК

Фото Петра БЕМА и автора

У1РАГА:Ш

рага встречает приветливым шелестом каштанов, пением птиц в садах и скверах, звонкими трелями трамвая, мелодичным говором людей на оживленных улицах.

Это голос города. Он слышен всюду. И когда бродишь по улочкам Малой Страны, и когда подымаешься на Винограды, и когда смотришь на ласковые, мягкие воды Влтавы со старого и мудрого Карлова моста.

В древнем городе многое напоминает о прошлых веках. В то же время здесь громко заявляет о себе день сегодняшний. День завтрашний тоже настойчиво стучит в городские ворота. И, право же, есть какой-то особый смысл в том, что поседевшая в вихре лет ратуша на Староместской площади предоставила свои залы стендам с макетами кварталов будущей Праги.

Неторопливо отсчитывают время знаменитые часы на башне ратуши. Обстоятельно ведет свой рассказ заместитель главного архитектора Праги Иржи Груза.

Мы подошли к карте, испещренной квадратами и штрихами разных цветов. Вот самая старая часть города — Старо место. Рядом — Малая Страна, Град-чаны... Возраст этих районов исчисляется веками.

Средневековое ядро города окружено кварталами, возникшими в прошлом веке. Когда начала расти промышленность, тогда появились Смихов, Винограды, Жижков и другие кварталы. Дома здесь совсем непохожи на те, что в старой части города.

В сочетании различных стилей неповторимое своеобразие Праги. Но архитекторам, строителям новой Праги, у которых большие планы на ближайшие годы, это создает определенные трудности. Ведь все, что будет построено, должно органично вплестись в ткань города, а как это сделать?

Иржи Груза дает такой ответ:

— Стиль определяется соотношением всех элементов архитектуры города. Что, например, отличает Старую Прагу? Башни. Башни соборов, башенки на домах, высокие шпили Града. Они определяют ее силуэт. Это существенный архитектурный элемент. И, конечно, работая над проектами новой Праги, мы не могли им пренебречь. И потом зелень... Ее сейчас в Праге на одного жителя больше, чем в Париже и Лондоне. И будет еще больше. Сады, скверы, парки станут связующим звеном между старыми и новыми кварталами, которые будут находиться как бы в зеленом кольце.

Генеральный план намечает пять районов застройки. Среди них наиболее важный северо-восточный — Высочаны. Здесь будут построены квартиры для 100 тысяч человек. Еще 100 тысяч пражан получат квартиры но юго-западе, 80 тысяч — на юго-востоке.

Пока все это на чертежах, макетах и картах. Но для того чтобы увидеть зримые черты завтрашнего дня Праги, достаточно проехать в Инвалидово на Карлине.

В микрорайоне, который появился здесь недавно, 4 200 жителей. Они живут в прекрасно спланированных квартирах в 5—8-этажных домах. Для одиноких и малосемейных — 11-этажный дом гостиничного типа. Заканчивается строительство детского сада и яслей, школы, ресторана и поликлиники.

Новое строительство в основном ведется на свободных территориях. Но ведь люди живут и в старой части города.

— Сейчас у нас приходится десять квадратных метров на человека, — рассказал мне И. Груза. — Цифра сама по себе неплохая, Но надо учитывать, что в большинстве своем это старые метры. Без современных

удобств. У нас до сих пор восемь тысяч квартир в средневековых домах. Мы хотим оставить не больше половины. Притом эти квартиры ни в чем не будут уступать квартирам в новых домах.

Следовательно, старая часть города тоже должна быть реконструирована. Но тут-то и начинаются самые большие трудности.

Лабиринт узеньких улочек и переулков таит в себе дома, представляющие историческую ценность. Мне вспомнилось, как, гуляя здесь, я то и дело замечал на стенах таблички. Здесь жил Бетховен, там Божена Немцова, а в том доме Ян Неруда...

Имена, имена — и каждое вызывает в памяти любимые мелодии, строки... Понятно, как дорого все, что связано с ними, сердцу пражанина. Да и только ли пражанина? Ведь такие города, как Прага, — это гордость всего человечества, его память, его любовь.

Вот почему архитекторы озабочены тем, чтобы не исчезла с лица города ни одна дорогая черточка: уже семь лет идет обследование старого города. Десятки сотрудников Института реставрации скрупулезно изучают архивные документы и под позднейшими наслоениями открывают ценнейшие памятники архитектуры. Так, например, обнаружено 50 зданий романской архитектуры XII века.

Окончание этих работ покажет, какие дома подвергнутся сносу, а какие будут сохранены. И тогда через старый город ляжет широкая 15-километровая магистраль Север—Юг.

Сейчас ежегодно в Праге строится 6—6,5 тысячи квартир. К 1965 году эту цифру предполагается довести до 10—12 тысяч. Все будет сделано для того, чтобы жить в городе стало лучше. В Праге останется в основном «бездымная» промышленность: предприятия приборостроения, модернизированные ткацкие фабрики, пищевые комбинаты. От жилых кварталов их отделит зеленый барьер.

Удобнее будет ездить пражанам на работу. Если сейчас на проезд к месту работы и обратно в среднем тратится час, то в недалеком времени на это потребуется 20 минут. Основным видом транспорта останутся трамвай и автобусы. В старой части города — микроавтобусы.

Москвича, привыкшего к метро, естественно, интересует вопрос о том, будет ли оно в Праге. Я спросил Груза об этом.

— В том виде, в каком оно существует в Советском Союзе, — нет. Но у нас запроектирован свой, пражский вариант метро. Мы решили, что в наших условиях его роль с успехом выполнит трамвай, если его опустить под землю.

Вот здесь, — Груза подошел к одной из схем, — на участках Дейвицы — Винограды и Карлова площадь — Карлин трамвай будет идти под землей на глубине от 2 до 10 метров. Тут построят ряд станций. Дальше трамвай будет двигаться по поверхности. Он минует новый двухъярусный мост через Ну-дельскую долину и устремится к новым зеленым зонам — сюда...

Рука архитектора ложится на то место на карте, где написано: Михельский лес. Вместе с пляжами озера Гостиваш и другими парками и садами он образует

45