Вокруг света 1963-12, страница 62

Вокруг света 1963-12, страница 62

* читатель соовщ&ет * чит&тЕЛЬ сообщает *

А на самом краю подземного городка в норах пищух жили суслики-пигмеи. Вытянувшись длинными столбиками, они зорко следили за окружающим и в случае необходимости тоже подавали тревожные сигналы. Суслики были значительно зорче пищух и замечали меня с большего расстояния. Словом, служба охраны в колонии была на высоте. Каменки-плясуньи, суслики-пигмеи и пищухи отлично понимали друг друга, и это помогало им оберегаться от различных врагов. И, наверное, рыскающие по пустыне волки, лисы и парящие в небе орлы не раз терпели неудачу в результате этой дружной и согласованной сигнализации.

П. МАРИКОВСКИЙ Алма-Ата

ПОЛЯРНАЯ КИНОЗВЕЗДА

Сделать снимки нерпы мне помогло знакомство с гидрологами. Рейдовая станция их умещалась в небольшой палатке, резко выделявшейся черным пятном среди бесконечных ледяных полей и торосов. Гидрологи вели наблюдения у лунки. Там я и увидел впервые этого любопытного морского зверя Веретенообразное тело нерпы серебрилось в зеленовато-черной глубине, ласты ее казались неправдоподобно большими. Однако царивший в палатке полумрак помогал лучше видеть, что делается под водой, но не позволял фотографировать.

Тогда я решил действовать самостоятельно. Продолбил лунку и соорудил над ней снежный дом. Нерпа сразу нашла мою лунку. Первое время посетительница вела себя очень осторожно. Когда убедилась, что я не причиню ей вреда, стала даже обнюхивать мои унты.

Нерпа вылезала почти до половины туловища из воды и опиралась острыми коготками ласт о край лунки. Я попытался ее погладить. Она отнеслась к этому снисходительно.

Скоро нерпа целыми днями торчала в моей лунке. Мы отлично «сработались». Две минуты она позировала, набрав в легкие воздух, потом восемь минут бродила где-то под льдом. Я приноровился к ее графику.

Высунувшись из воды, нерпа начинала осматриваться вокруг и принимала позы, нужные для съемки Она превращалась в настоящую кинозвезду со свойственными ей капризами. Когда нерпа блаженно зажмуривалась, я пробовал тормошить ее, пытаясь заставить дышать с открытыми глазами. Это ее раздражало, и она начинала отмахиваться ластами. А однажды забрызгала меня с ног до головы водой. И ей это так понравилось, что потом, прежде чем выйти из воды, нерпа обрушивала в мою сторону целый водопад брызг.

В. ОРЛОВ

Мыс Челюскин

С ВОЛКОМ НА ВОЛКОВ

В лесу темно. Тишина... и вдруг раздается волчий вой. Он слышится справа, из чащи кустарника. А слева тотчас, как эхо, откликается другой голос. Гремит выстрел. К убитому хищнику подходит человек, с трудом сдерживая на поводке... волка!

Так егерь охотинспекции из села Серьга Кунгурского района Пермской области Борис Дмитриевич Курсанин ходит на волков с волком.

Волчонка егерь взял в недельном возрасте из зоосада, выкармливал с ладони. Первое время Вой получал только молоко с сахаром, позже в его рацион вошла рыба. Но до сих пор Вой остался вегетарианцем. Кормит его хозяин дважды в день. Волк ест хлеб, вареную картошку, молоко. Очень любит сласти. А сырое мясо не ест — не приучен, чтобы не пробуждался инстинкт хищника.

С шестимесячного возраста началось обучение волчонка. Он быстро овладел многими «собачьими науками», но главное — научился отзываться на вагу (волчий вой), которую имитировал егерь.

Волку не исполнилось и года, а он уже стал помогать хозяину на охоте. Вой прекрасно брал след: нюх у него острее собачьего. Затем егерь привязывал его к дереву и, отойдя на расстояние ружейного выстрела, подавал «голос». Волк отвечал. Ему откликались лесные родственники. Дикий волк шел на голос и приближался к засаде, где сидел охотник с ружьем.

Сейчас все окрестности села Серьги очищены от волков.

В лес егерь всегда ходит со своим четвероногим помощником. Зимой Вой тащит хозяина на лыжах. Теперь егерь собирается научить Воя новой «специальности» — охоте на медведей.

Ю. ВЫЛЕЖНЕВ Пермь