Вокруг света 1964-03, страница 44

Вокруг света 1964-03, страница 44

стиной. Девочке, смотревшей из окна каюты, казалось, что ее родители и художник играют с ветром. Брезент •бился, как огромное серое крыло, полированное дождем, хлеща воздух, словно хотел поднять баржу, такую неуклюжую и ленивую. Но, увидев налившееся кровью лицо отца, она поняла, что им было совсем не до игры. Мать уцепилась за холстину, удерживая скорее себя, чем ее, а сухопарый художник с трудом натягивал одну из веревок, пытаясь накинуть ее на крюк.

Жамье упал -на колени, закрывая телом щель между •брезентом и мешками, в которую залетал ветер. Художник, увидев Жамье, стоявшего на коленях, обмотанного мокрой веревкой и державшего скрученными за спиной .руками тяжелую черную холстину, попросил его не двигаться и бросился в штурвальную рубку. Достал новый лист картона и, глядя в окошко, по которому стекали потоки дождя, стал лихорадочно рисовать. В то же время он кричал моряку, чтобы тот не шевелился.

Моряку удалось, наконец, как следует накрыть меш

ки. Он вернулся в каюту и, не удержавшись, выругался:

*— Вы ничтожный человек, художник! Я взял вас на судно, не спросив ни гроша, а вы бросаете меня в трудную минуту.

Художник не ответил. Лезар видела, как он быстро работал, словно кто-то подгонял его, и как из-под угля появляется изображение человека, прикованного цепями к серым скалам, о которые яростно бьются пенистые волны. Жамье сердито пыхтел трубкой.

Дождь и ветер немного утихли. Когда художник отступил насколько хватало места в штурвальной рубке, чтобы полюбоваться своей работой, мать, которая до сих пор не проронила ни слова, сказала словно про себя:

— Совсем не похож на моего мужа! Зачем это вам понадобилось, дорогой, -сердить его, разве вы не знаете, с кем имеете дело?

Художник, не слушая ее, радостно прыгал по каюте, похлопывая Жамье по мокрой спине, лохматил волосы Лезар и, схватив мать за талию, закружился с ней на месте, припевая' как одержимый? «Это великолепно! Это великолепно! Великолепно!»

Лезар залилась смехом, мать вырвалась из рук художника и убежала, а Жамье, слегка успокоившись, бросил взгляд на почерневший от угля эскиз Прикованный к скал^ человек нисколько не походил на него. Он стоял чна коленях, подставиэ обнаженную грудь ударам волн, а 'с воздуха к нему спускались какие-то гигантские .птицы.

— Кто это? спросила Лезар. ,

•f Художник не, ответил.

. Дождь уже уполз куда-то в сторону, оставив чистое нёбо и опухшую Сену. Художник вышел на палубу, установил мольберт так, чтобы на пего падал свет, и принялся отделывать свою картину масляными кра -сками. Он писал молча, пока не наступили сумерки. 4 л

В. воздухе, промытом дождем, краски блестели, как разноцветные чешуйки, под которыми постепенно исчезали линии, проведенные углем На холсте появилось что-то странное, отличное от всего того, что рисовал художник весь день,' что-то совсем новое, гораздо более похожее на то, что, как думала Лезар, она нарисовала бы сама, если бы у нее были заколдованные краски. Художник попросил у нее тряпку. Она мигом слетала за тряпкой. Художник смочил тряпку в Сене и прикрыл ею картину Лезар с ужасом подумала, что эскиз может быть испорчен, и сорвала с картины мокрую тряпку. Но знакомое изображение, которое так взволновало ее, осталось неповрежден

44