Вокруг света 1964-06, страница 493. Античная ваза. Однако советским реставраторам-, которые были на раскопках, удалось законсервировать остатки папируса и предотвратить их дальнейшее разрушение. Папирус был спасен, но надпись оставалась непрочитанной. Папирус привезли в Москву. Ученые перепробовали ряд способов, пытаясь прочитать угасший текст. И вот когда стали фотографировать фрагменты папируса в невидимых человеческому глазу отраженны: инфракрасных лучах, то получили отпечатки с ясно читаемыми буквами греческого алфавита. Надпись Сылс полностью восстановлена, и румынские ученые приступили к расшифровке древнего текста. Стало ясно — правда, еще в общих чертах, — что это документ, рассказывающий об отношениях древнегреческих городоз. Фотофизический метод, к которому прибегли исследователи в случае с папирусом, успешно используется реставраторами в самых различных вариациях. Скажем, к реставратору попала кертина, имя создателя которой точно не известно. На помощь исследователю приходит ультрафиолетовый и инфракрасный глаз — во время облучения часто выявляются исчезнувшие под потемневшим лаком подписи мастеров. Так при исследовании «Портрета Агаши», взятого 5чЗ частного собрания, удалось прочесть: «Писал Левицк1й». Нередко реставратор сталкивается с такой проблемой — как вернуть первоначальный облик картине, над которой уже поработала кисть (и, может быть, не одна) тех, кто ее обновлял? Отличить многочисленные доделки от подлинных авторских участков помогает реставратору специальное фотографирование. На картину направляют пучок фильтрованных ультрафиолетовых лучей. Лак, свинцовые, цинковые белила дают совершенно разное свечение. Это фиксируется фотоаппаратом, и у художника в руках остается фотодокумент, в котором ясно написано, какие наслоения содержит картина. Интересна была работа над двумя изумительными портретами русского художника XVIII века И. Вишнякова, чья живопись украшает Зимний, Петергофский, Летний и другие дворцы. Реставратор благодаря фотофизическому методу смо г отчетливо прочесть на портретах темные пятна поздних грубых дополнений и неравномерные слои пленки покровного лака. Сейчас живопись талантливого портретиста освобождена от позднейших наслоений и выставлена в Рыбинском музее. АРХИДИАКОНЫ ПОД... РЕНТГЕНОМ ш,-.Молодой мужчина в парадном костюме и черной треуголке изображен на картине французского художника Антуана Пэна. Посетите- 43 |