Вокруг света 1964-06, страница 50

Вокруг света 1964-06, страница 50

ли Полтавского музея, где экспонируется портрет, вряд ли могли предполагать, что под тонким слоем живописи скрыт первоначальный вариант картины. На фотоотпечатке рентгенограммы, зафиксировавшем нижний слой, видно лицо, обрамленное густым париком. Каждый штрих, каждый нюанс творческого процесса зафиксировал рентгеновский аппарат.

Реставрационные мастерские нередко превращаются в рентгеновские кабинеты. Рентгенограмма —

трудно было различить первоначальное изображение. В древние времена реставрировать живопись не умели, а просто приглашали случайного живописца, или, как тогда говорили, «богомаза», который поверх черной олифы писал совершенно новое изображение. Поновленная живопись со временем тоже темнела и еще раз покрывалась записью. Труд реставратора древнерусских памятников, оснащенного рентгеновской аппаратурой, подобен работе археолога. Удаляя поздней-

рЛШ

4. Помпейская мозаике I века н. э.

основа работы современного реставратора.

Живописцы часто делали на одном холсте несколько совершенно разных композиций. Рентгеновский снимок с картины художника Н. Сверч-кова «Тройка» показал, что под тройкой скачущих лошадей скрыт женский портрет.

Особенно помогает рентген при восстановлении памятников древнерусской живописи. Реставраторы нередко пользуются специально сконструированной портативной рентге-ноустановкой — то есть «медосмотр» производится непосредственно в музеях, соборах, — и прямо на месте отбираются вещи для реставрации.

Старые русские мастера применяли удивительно прочные, стойкие краски. Но от темноты в соборах, копоти свечей, наконец, от времени слой лака (олифы), которым обычно покрывали картины, чернел, и уже

шие наслоения (как правило, очень несовершенные), он открывает первоначальную живопись, нередко исключительную по своему художественному достоинству.

Собор в Филях — известный памятник московской архитектуры XVII века. Из Покровского храма в реставрационные мастерские доставили алтарные двери с традиционным изображением архидиаконов. Некоторые специалисты считали, что первоначально лица архидиаконов передавали черты молодого Петра и одного из Нарышкиных. Ведь Филевская церковь строилась на средства князей Нарышкиных, родственников матери Петра I. Государь лично оказывал денежную помощь при сооружении собора.

Когда реставраторы приступили к исследованию филевских экспонатов, они установили, что живопись, как и предполагали художники, состоит из двух слоев, последний из

которых датируется концом XVIII века. Сделали рентгенограмму предполагаемого изображения Петра — и действительно очень четко стали просматриваться черты внешности молодого царя. Когда филигранный процесс удаления тончайшего слоя поздней записи будет завершен, мы увидим самый ранний живописный портрет Петра I.

ПЛАСТМАССА И ПОМПЕЙСКИЙ ПЕТУХ

■■■Н а Московской реставрационной выставке большое внимаьие посетителей привлекала красочная помпейская мозаика с изображением петуха (I век нашей эры). Известный русский коллекционер Д. Бурылин приобрел эту мозаику в начале нашего столетия. Вставленная в пол одной из комнат Бурылинского музея (в городе Иванове), мозаика сильно пострадала от времени. В нижней части мозаики высыпались белые мраморные камешки, которые составляли фон рисунка. Реставраторы заменили потерянный мрамор акрилостирольной пластмассой, которую тонировали нитроэмалью. Сделано это столь искусно, что, вероятно, сам художник не заметил бы в своем творении никаких изменений.

Все шире и шире пользуются сегодня реставраторы пластмассами, этим универсальным и благодатным материалом, созданным химиками.

Сотрудники реставрационной мастерской Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина попробовали применить пластмассы при восстановлении скульптуры. Мастера вылепили из пластилина недостающие детали двух античных бюстов (II век н. э.). Затем, приготовив гипсовые формы, они наполнили их полиметилметакрилатным порошком и мраморной пудрой. Полуготовые детали подверглись термообработке в специальном сушильном шкафу. После этого фрагменты из пластмассы были плотно подогнаны к мрамору. В случае необходимости детали, изготовленные реставраторами, можно снять.

Химия помогает реставраторам и при работе над произведениями живописи

...Черная доска расколота на две части. Трудно поверить, что это... живопись. Невооруженным глазом невозможно ничего рассмотреть. Реставратор ставит на темную поверхность компресс, смоченный в растворителе. Через несколько минут мастер пинцетом снимает компресс с растворенного участка лака и удаляет набухшую пленку. И, словно ожившие под его руками, загораются краски, в течение веков скрытые грубыми записями.

44