Вокруг света 1964-06, страница 51Подбором растворителей для каждой краски, для каждого лака занимается специальная химическая лаборатория Проведя анализ состава краски или лака, которые нужно удалить, химики составляют необходимые растворители. Разрушив нанесенный поздним художником слой, растворитель оставляет нетронутой авторскую живопись. Иногда, применяя растворитель, реставратор не уничтожает, а виртуозно утоньшает покровную пленку, сохраняя полупрозрачную патину времени. Картины, даты возникновения которых уходят в седую древность, нередко имеют ценные верхние слои записей. Если раньше, чтобы добраться до подлинной живописи, поздние напластования приходилось уничтожать, то теперь с помощью растворителей удается их сохранить. Размягченная компрессом пленка поздней записи заклеивается тонкой папиросной бумагой. Осторожно, сантиметр за сантиметром, острым скальпелем отделяет реставратор растворенный слой от нижнего. Отделенная пленка наклеивается на новое основание, а папиросная бумага смывается теплой водой. Эта «игра в переводные картинки» требует огромного мастерства. Средствами современной химии — широким набором синтетических смол — пользуются художники и при реставрации сухого и мокрого дерева, известняка и гипса. Сейчас в подмосковном музее Коломенское можно увидеть деревянную башню XVII века, привезенную из Братска. Эта башня — ровеа.ица старого Братска. Она родилась вместе с городом и очень интересна как памятник градостроительства тех времен. Транспортировать издалека столь значительное архитектурное сооружение удалось только благодаря тому, что реставраторы еще на месте «зацементировали» башню мочевино-формальде-гидной смолой. Из десятка отдельных фрагментов, использовав поливиниловую смолу, смонтировали реставраторы русский челн XI века, найденный в Новгороде. Особенно часто приходится восстанавливать предметы, найденные археологами. Изделия из кожи, ткани, покрытая многовековой патиной бронза, костяные предметы — каждая из находок, столетиями пролежавшая под землей, требует от реставратора «индивидуального» подхода, умелого сочетания самых разных методов «оживления». Античные вазы, пелики, гидрии красотой форм, изысканностью рисунка снискали себе мировую славу. Но вряд ли кто из тех, кто восхищался античными вазами, выставленными в музеях, знал, что многие из них ожили лишь под руками реставраторов. ...Груда бесформенных осколков лежала перед мастером, когда он приступал к работе. 140 осколков были пропитаны специальным составом, прошли обработку высокой температурой — как говорят специалисты, термообработку, — были смонтированы и склеены. Для утраченных частиц нашли хороший химический заменитель, который тонировали поливинилацетатной краской. И вот возникла краснофигурная пелика, которую много веков назад создали в Апулии. Сейчас она украшает стенды Хабаровского музея. ...Античную пелику из Рыбинского музея никто не разбивал. И все-таки слоя. Нижний, лежащий непосредственно на рисунке, состоит из белка и сахара, верхний — из даммар-ного лака. Реставраторы удалили пленку в два приема — послойно. В процессе реставрации рисунков родилось много новых приемов и способов расчистки, усовершенствовалась техника спасения графики. Перед тем как восстанавливать картину, ветхий холст, разрушившийся от времени, дублируют, то есть наклеивают на новую ткань. Это старый и элементарный прием. Но, ока- 5. Рисунок XIX века из музея Архангельское. состояние ее было катастрофическим. Соли плотной коркой покрывали тонкую живопись вазы. Как снять эту корку? Химики сделали анализ наслоений, подобрали подходящий растворитель — и смесь песка, углекислого кальция, окислов железа исчезла. А компрессы, увлажненные дистиллированной водой, впитали из пор черепка водорастворимые соли. Если реставрация живописи, археологических находок требует ювелирной точности, что же тогда говорить о возрождении произведений графики? Хрупкий и непрочный материал — бумага — мгновенно реагирует на любую оплошность, допущенную реставраторами. Спасение серии русских рисунков начала XIX века — большое событие в истории нашей реставрации. Эти рисунки — отличные образцы русской академической школы. Проведя анализы темного налета, который покрывал рисунки, химики установили, что он делится на два зывается, и его можно усовершенствовать, используя современные материалы. Вместо обычного холста некоторые реставраторы используют стеклоткань. Получается ровная, без шероховатостей поверхность: к тому же через прозрачную стеклоткань хорошо видны надписи на тыльной стороне старого холста — факсимиле художника, имя владельца картины. * * * Можно было бы еще много рассказать об успехах наших реставраторов, о тайнах, которые они открыли, о шедеврах, которые они спасли для человечества. В работе реставратора удивительно гармонично переплетаются искусство художника и поиск ученого. Нет ничего удивительного в том, что именно сегодня реставрация сделала большой шаг вперед. Ее успехи — это во многом успехи современной науки. 45 |