Вокруг света 1964-07, страница 45

Вокруг света 1964-07, страница 45

ГАРРИ ТАБАЧНИК

Рисунок ГЕЛИЯ КОВАНОВА

I

I®? .

разования белка. В способности будоражить, активизировать ферменты растений заключается главная роль микроэлементов.

А бор, который помог Яну Пейве поднять на ноги заболевший лен? Почему сыграл он тогда роль волшебной палочки? Питательные соки земли проникают в растение по тончайшим сосудам. Они путешествуют в тканях растения, не забывая «посетить» самые отдаленные уголки. Их заставляет путешествовать — двигает, подталкивает — микроэлемент бор. Бор участвует в транспортировке важнейших углеводов — крахмала, Сахаров. Бор помогает снабжению растений питательными веществами. Не удивительно, что когда в почве не хватает соединений бора, у турнепса буреет сердцевина, у люцерны желтеют верхушки.

А медь? У нее очень ответственная роль — она влияет на образование белка и хлорофилла. Грустно выглядят растения, испытавшие «медный голод». — засохшие стебли пшеницы, трещины на коре фруктовых деревьев.

«Микроэлементы, — писал впоследствии Я. В. Пейве, — такие элементы минерального питания, которые необходимы растениям и животным в небольших дозах для их развития».

Незадолго до войны вышел в свет большой труд Д. Н. Прянишникова «Курс агрохимии» — в нем была глава о значении бора, меди и марганца. В основу ее легли результаты, полученные Я. Пейве и другими учеными.

ЗЕМЛЯ,о СЕБЕ

своих микроэлементов. Скажем, ферменты, регулирующие обмен веществ растений, нуждаются в молибдене. Для встречи молибдена фермент выделяет своего посланца с красивым именем «нитрат редуктаза». Встретившись с молибденом, который несет на себе электрический заряд, он провожает его к нитратному азоту. Но вот электрический заряд коснулся нитратного азота. Мгновение — и тот превращается в аммиачный азот — теперь растение может использовать его для об

То, о чем писалось в «Курсе агрохимии», было лишь первыми шагами в исследовании микроэлементов, которые, кроме Пейве, вели академики П. А. Власюк. О. К. Кедров-Зихман, профессора М. В. Каталымов, М. Я. Школьник.

Старая Рига — лабиринт узких улочек, островерхие дома прошлых веков. Когда идешь по этим каменным коридорам, вытяни руку — и коснешься стены дома на

противоположной стороне улочки, — чувствуешь себя попавшим в далекое прошлое. Но вот заходишь в один из домов, и сразу встречает тебя век XX.

В этом доме разместилась лаборатория биохимии почв и микроэлементов Института биологии Академии наук Латвийской ССР. Ею руководит Я. В. Пейве.

Биохимия почв — наука эта родилась совсем недавно, и люди разных профессий — биохимики, химики, агрономы, ботаники, почвоведы, физиологи растений, агрохимики — участвуют в ее создании.

Один из разделов новой науки — учение о роли микроэлементов.

Еще до войны ученый сконструировал прибор, который давал точную информацию о содержании микроэлементов в почве. Ведь для того чтобы помочь растению, надо твердо знать, с какими именно из своих «миьродрузей» оно хотело бы поскорее встретиться. Сотрудники лаборатории взяли тысячи проб — буквально из каждого района республики, и, когда была составлена карта микроэлементов Латвии, стало ясно, что нужны молибден, бор, медь, кобальт.

О пользе этих микроудобрений, пожалуй, лучше всего расскажут в колхозе имени Ленина Прейль-ского района. После того как на поля, засеянные кукурузой, были внесены бор, медь и молибден, урожай зеленой массы повысился на 50—75 центнеров с гектара. А когда дали бор и молибден посевам сахарной свеклы, то с каждого гектара получили по 298 центнеров, в то время как на соседнем поле, куда не были добавлены микроудобрения, больше 216 центнеров с гектара собрать не удалось.

Пейве и его сотрудники убедительно доказали, что микроэлементы — это не роскошь, не некая гастрономическая приправа, — они так же необходимы растениям, как основные удобрения.

Вот данные, полученные лабораторией биохимии почв Растения, в достатке обеспеченные бором, медью, кобальтом и марганцем, легче переносят засуху. Им не так страшны и морозы. Подкормленная же медью кукуруза на осушенной болотной почве достигла молочно-восковой спелости на 18 дней раньше, и урожай ое увеличился почти вдвое. Обработанные солями молибдена семена гороха дали на опытном поле урожай на треть выше обычного.

Кстати, о молибдене. Получила его лаборатория... на Рижском электроламповом заводе. Однажды

(Окончание на стр. 63)

39