Вокруг света 1964-07, страница 53

Вокруг света 1964-07, страница 53

вверх. Но свет так и растаял во мраке, не осветив своды. Пройдя немного вперед, я заметил новый ход, ведущий вниз. Оттуда доносился шум воды. Спихнул туда камень. Послышался всплеск. Через этот ход можно спуститься вниз и идти дальше вдоль ручья. А можно попытаться пройти и по расселине.

— Есть дорога! — крикнул я. — Идите ко мне!

Вельский, который шел впереди, воскликнул:

— Здесь уже шире!

Мы остановились как вкопанные. Подземный Сальто Анхел! Мы стояли на краю гигантского зала на берегу крутого обрыва. Под нами тремя этажами ниже раскинулось озеро. Свет фонаря не достигал противоположной стены. Мы взглянули вверх. Там свисало бесчисленное множество белых, как молоко, сталактитов. Казалось, что это торчат острия мечей. Прямо над нами потолок покрывали «макароны» — красивые, стройные трубочки стекловидного кальцита. На конце «макарон» блестели капли. «Замерзший дождь, — подумалось мне. — Дождь, застывший в полете».

Послышался шелест крыльев. Темная птица летела прямо на нас. Обдало ветром.

— Гуачаро! 1 — воскликнул я.

— Они здесь! — крикнул Вельский.

Вдоль стены бежала галерея. В лучах фонаря заблестели зеленые огоньки глаз. Птицы поворачивали головы к свету. Они лежали в мелких ямках и кричали тонкими противными голосами: «Тик! тик!»

1 Гуачаро (исп.), гуахаро — жирный козодой. Населяет горные тропические леса Южной Америки. Эти птицы гнездятся колониями в глубоких пещерах, откуда вылетают С наступлением сумерек.

Величиной они были с курицу. Спина красно-коричневая, покрытая белыми пятнами в черных кружках, голова желтая, хвост длинный. По обеим сторонам клюва торчали усы.

— Не боятся, — заметил Стшелецкий.

Птицы, наверно, обессилели и не могли взлететь. Только несколько птиц сумело подняться в воздух. Гуачаро день проводят в пещере, а ночыо вылетают в джунгли. Питаются плодами растений. Обвал заточил гуачаро в пещере. Значит, из пещеры остался один выход, тот, которым шли мы. Да и он залит водой. Гуачаро в темноте ориентируются, как л-етучие мыши, улавливая отражения ультразвуковых волн. Если они не нашли выхода, то что говорить о людях...

Мы поднялись на галерею и двинулись вперед, обходя лежавших птиц. Они тихо пищали, распластав крылья. Конца галереи не было видно.

Послышался глухой удар. Обломок кальцита дрогнул у меня под ногами. Я бросился к стене, но рюкзак был слишком тяжел. Прежде чем я успел ухватиться за сталагмит, ноги потеряли опору. В одно мгновение галерея с силуэтами моих товарищей унеслась вверх. Я набрал воздуха и стиснул зубы. Сильно ударился о воду. Спину защитил мешок. Холодная вода клещами сжала тело. Заломило в ушах. Рюкзак тянул меня на дно. «Сколько метров?» — промелькнуло в голове. Я вырвал из лямки правую руку. И уронил «А1их». Левую рюкзаком прижало к камням. От боли и шума в голове я терял сознание. Острая боль, как от удара ножом, прошила легкие...

(Окончание следует)

Перевод О. РИЖСКОГО