Вокруг света 1964-08, страница 17

Вокруг света 1964-08, страница 17

исхождение, науки, которая, по определению Энгельса, составляет «переход от морфологии и физиологии человека и его рас к истории».

ВСЕГО ЛИШЬ 30 ТЫСЯЧ...

Это было чудо. Самое настоящее чудо — реальное, материалистическое, ничуть не отдающее мистикой. Оно произошло...

Но прежде решим такой несложный вопрос: как по-вашему, велик ли город с 30 тысячами жителей? По нынешним временам очень мал, не правда ли?

Так вот чудом, о котором идет речь, хочется назвать превращение древней высшей обезьяны в человека.

Оно начало совершаться в ходе эволюции приблизительно за миллион лет или — по оценке ученых — примерно за 30 тысяч поколений до нас. Столько поколений и отделяют нас от начала начал человеческого рода. Не правда ли, интересно представить себе небольшой город, населенный представителями всех поколений своих предков...

Процесс возникновения человека был быстрым. Даже очень быстрым, ведь речь идет о появлении разумного существа!

Два грандиозных, ни с чем не сравнимых скачка было в истории нашей планеты. Зарождение жизни — первый. И второй — возникновение мыслящего существа — человека. Раскрыть картину этого скачка, объяснить законы, «руководившие» происхождением человека, — значит понять и то, какой он сейчас и почему он такой.

Интересно, что, познавая сложный процесс — как искра разума все сильнее разгоралась в поколениях наших предков, наука тем самым готовится и к такому возможному событию, как встреча в космосе

с обитателями других миров. Ведь они могут оказаться и на более высоком и на более низком уровне развития, чем мы. И нужно твердо знать границу разумного и неразумного, чтобы безошибочно разыскать своих «звездных» братьев по разуму в непонятных и загадочных явлениях других миров.

Итак, человек — предмет изучения антропологии. Естественно, круг интересов этой науки поистине необъятен, и она не может обойтись без помощи десятков других наук. Общей биологии, физиологии высшей нервной деятельности, анатомии, генетики, эволюционной теории, палеонтологии — с одной стороны. Истории, археологии, этнографии, искусствоведения -— с другой. Приходится обращаться антропологам и к социально-экономическим наукам. А кроме того, физика и химия вооружают их точными методами исследования.

Наука добилась больших успехов в изучении человека. Сейчас мы намного полнее и яснее, чем прежде, понимаем, как построен и действует организм человека, начиная от простых движений руки и ноги и кончая тонкими процессами, происходящими в мозгу.

Мы теперь точно представляем себе, что нас отличает от наших самых далеких предков: мозг, невероятно сложный по своей структуре; рука, способная производить весьма разнообразные действия; прямая походка. Это лишь самые заметные и самые известные отличия. Они и наиболее важные. Но им сопутствуют сотни других. Вот для примера лишь только три.

Американский ученый Р. Йеркс пробовал научить шимпанзе разговаривать. Его старания окончились неудачей. Мозг обезьян слишком примитивен. Он не обла

дает специальными центрами речи. Но беда не только в этом — обезьяны не могут заговорить, ибо им очень трудно делить звук на элементы. Человеческая гортань — тоже чудо, вылепленное эволюцией в течение тысяч лет.

Еще пример. У человека тонко разработана система гормонов — веществ, которые возбуждают, усиливают или, наоборот, тормозят течение различных процессов обмена веществ. А это «материальная база» огромного богатства реакций человека на внешние раздражения, разнообразной палитры чувств.

Или из другой области. Обезьяны почти лишены способности потоотделения. Если бы человек в этом был подобен обезьянам, то на обширных открытых пространствах солнце погубило бы его. Однако, сбросив волосяной покров на теле, он сумел обзавестись совершенной системой терморегуляции.

А родство? И тут обнаружены и изучены сотни примет. Близкий биохимический состав крови у человека и современных человекообразных обезьян — наших родственников по боковой ветви, с которыми нас соединяет общий предок в виде ископаемой высшей обезьяны. Одинаковая конструкция сердца и многих других внутренних органов. Большая близость в устройстве органов восприятия.

Не перечесть всех особенностей человека, которые рассказывают о его родословной. Всем известна, скажем, способность к цепкой хватке у младенца, только что появившегося на белый свет. Но ведь это же — свидетельство далекого обезьяньего периода человеческой предыстории.

Еще одна примета тех же времен — первые две фаланги пальцев на руках. На них, как легко установить, нет никаких волос. И понятно почему: древние наши предки при ходьбе, подобно современным высшим обезьянам, подворачивали пальцы внутрь, опираясь на внешние стороны первых фаланг.

Несомненно, изменение человека продолжается как в социально-историческом, так и физиологическом плане. Проследить, как накапливаются новые черты в наше время, тоже входит в «обязанности» антропологии.

ПРОНИКАЯ В ГЛУБЬ ВРЕМЕН...

По археологическим находкам, по биологическим факторам ученые установили, что Америка — Северная и Южная — была заселена пришельцами из Азии: они перебрались в Северную Америку по перешейку между континентами, который существовал прежде на месте теперешнего Берингова пролива. Определено приблизительно и когда это произошло — несколько десятков тысяч лет назад.

Больше того, доказано, что пришельцев было сравнительно немного и что они принадлежали к одной этнической группе.

Как удалось установить этот последний факт?

Определенными группами крови обладает, оказывается, не только человек. Они обнаружены и у животных. Они, несомненно, были и у наших предков на всех стадиях развития.

Так вот в крови у коренных жителей обеих Америк не обнаружен так называемый фактор В, то есть среди них нет людей с кровью третьей и четвертой групп. В то же время фактор В часто наблюдается в крови жителей Азии. Значит, группа первых пришельцев должна была быть относительно невелика, чтобы среди них не оказалось людей с фактором В в крови. Этот вывод исследователей конечно был предварительным. Последовала проверка и по другим биологическим данным. И, наконец, антропологи

15