Вокруг света 1964-08, страница 25«тью-ю-ю! тью-ю-ю!» погоняют многоголовые стада к реке. На заре в ту же сторону бегут — нь идут, а бегут — рабочие текстильной фабрики, главным образом парни и девушки пятнадцати-двадцати лет. В руках — узелки с обедом Бегут, чтобы согреться, — по утрам даже в самые жаркие месяцы выпадает холодная роса, Затем появляются основные пешеходы-крестьяне с обоих берегоз Голубого Нила. По утрам большинство селян шествуют в сторону Бахрда-ра. Идут семьями, в одиночку, иногда сразу всей дерезней (это немного, не больше ста человек). Крестьяне одеваются одинаково. Юноши в коротких штанах, мужчины — в домотканых белых брюках-галифе; на плечах — неизменная шамма. Шамма — кусок хлопчатобумажной или шерстяной ткани. Она заменяет эфиопам и пальто, и плащ, и зонт, и одеяло. У многих — ярусо-зеленые шинели: в этом районе из рода в род селятся «потомственные» солдатские семьи. В руках — палка... За два года я не видел ни одного крестьянина без палки. Палка — опора, оружие (особенно против змей;, балансир и «чемодан». На нее можно нанизать шкуры, рыбу, подвесить узелок — вообще эфиопский крестьянин находит палке тысячу применений. Руки женщин почти всегда свободны: груз на голове, ребенок за спиной. Женщины одеты в свободные, иногда крупно плиссированные платья из домотканой, реже фабричной ткани «абуджедид», высоко подпоясанные, а поверх — та же шамма. В одежде бахрдарских рабочих мелькают и европейские детали: ковбойки, шорты, сандалии, кеды, жокейские шапочки. Неизменная принадлежность туалета сельского богача — зонтик, пробковый шлем и кисточка — опахало из лошадиного хвоста — символ власти и защита от мух и москитов. Люди победнее вместо зонтиков иногда пользуются во время дождей сложенной вдвое соломенной циновкой, а на мух и москитов просто не обращают внимания. ...Шествие на «Дороге тысяч hoi» не прекращается и в самый солнцепек. Особенно много путников по базарным субботам и в праздничные дни, тогда к базару тянутся целые процессии. Главная фигура ее — помещик или сельский староста на лошади. Свита — пешком. Впереди идет крепкий юноша с палкой, а у хозяина побогаче — с винтовкой за спиной. Это традиция, перешедшая в наши дни из смутных времен феодальных междоусобиц, когда за каждым поворотом тропы хозяина могла подстерегать засаг-а. Но авангард нужен помещику и сейчас — еще много глухих мест на дорогах-тропах, где можно повстречаться со змеей, волком или гепардом. За хвостом лошади или мула цепочка из нескольких слуг — число их зависит от важности персоны всадника. Два-три вооружены винтовками или тяжелыми палками, остальные несут поклажу. Когда всадник вздумает пройтись рысью, на «рысь» переходит и вся свита. ...Последними по «Дороге тысяч ног» проходят текстильщики, рабочие второй смены. Идут с факелами и песнями, отпугивая шакалов и филинов. В ливни сбиваются вместе, локоть к локтю, накрывшись самодельной общей «крышей» из шамма и одеял. Ребята и девушки вместе — такое никогда не видела «Дорога тысяч ног» КОРАБЛЬ ПЛЫВЕТ ОТ ИСТОКОВ Немного статистики. В средних школах Эфиопии обучаются 255 тысяч человек — это в десять раз меньше всего числа детей до 15 лет. В стране с населением 23 миллиона человек всего 1250 школ, причем половина из них — миссионерские, частные, церковные и общинные. В генерал-губернаторстве Годжам, например, где находится Бахрдар, около 50 школ (в том числе церковных) на 1,5 миллиона жителей, зато церквей и монастырей — более тысячи. Окончивших полную среднюю школу (12 классов) настолько мало, что списки их умещаются на одной газетной полосе. за девять лет, с 1954 по 1962 год, колледжи страны выпустили только 767 специалистов. А ведь они так нужны — и как можно скорее — полям и нефтепромыслам, текстильным фабрикам и лабораториям. Вот потому-то так нужна стране Техническая школа в Бахрдаре: она будет готовить агротехников, текстильщиков, химикс-з-аналитиков, специалистов по деревообработке. В итальянском путеводителе 1938 года о Бахрдаре написано: «Бахрдар» — в переводе «Ворота в озеро». Почта, телеграф, катер до Горгоры. Церковь св. Георгия. Деревня состоит из хижин народностей амара и уойто». В 1961 году такой путеводитель можно было переиздать почти без исправлений. А за последние три года население городка стало вчетверо больше. Здесь построена крупная текстильная фабрика, от Тис-Аббая подошли линии электропередачи. Через городок пролегла автомобильная дорога Аддис-Абеба — озеро Тана — Гон-дар — Асмара — Красное море. Поговаривают о перенесении в Бахрдар административного центра провинции Годжам, а в будущем, может быть, и столицы Я прощаюсь со школой. Светлый трехэтажный учебный корпус похож на большой бело-розовый теплоход: просторные классы, кабинеты, лаборатории. Столовая на 500 мест в течение пятнадцати минут может быть превращена в актовый зал или кинотеатр. Большче мастерские, навесы для сельскохозяйственных машин. Рядом — футбольное поле, игровые площадки. Огромное количество станков, машин, лабораторного оборудования, наглядных пособий технической литература, поступившей из Советского Союза, — все самое новое, самое современное. Еще полтора года назад в адрес строителей школы начали приходить сотни писем. В них эфиопская молодежь говорила о страстном желании учиться в «русской школе». Прошлым летом директор бахрдарской школы-семилетки сказал мне, что почти все его выпускники изъявили желание учиться в Технической школе. «Ворота в озеро» становятся «воротами знаний». Шум нильской воды доносится сюда, наполняет просторные аудитории, лаборатории и холлы. Это очень символично, что Техническая школа высится у самого истока жиз-нетворящей реки. Я всматриваюсь в знакомые, ставшие родными липа бахрдарцез Прощайте, Гаврюша и Гизя. Скоро вам и вашим сверстникам водить трактор по полю, управляться с рубильниками на новой электростанции, валить для лесопилок могучие стволы можжевельника и подокар-пуса, определять состав почв на нильской пойме или вычеркивать из списков импортных товаров дорогой заграничный текстиль — вам еще так много нужно сделать. Счастливого вам старта! 23 |