Вокруг света 1964-08, страница 53

Вокруг света 1964-08, страница 53

Многие доклады советских и зарубежных ученых касаются вопроса, с которого мы начали беседу, — значение этнографических коллекций для научно-исследова-тельской работы. Скажем, американский ученый Е. Гюнтер в своем докладе подчеркивает, что в изучении культуры североамериканских индейцев, уничтоженной колонизаторами, большую помощь могут оказать коллекции Ленинградского музея антропологии и этнографии, собранные знаменитыми русскими исследователями XVIII—XIX веков Ю. Лисянским и И. Вознесенским.

На конгрессе будет обсуждаться и проблема этнографических парков-музеев. Представьте себе: вы видите — не на рисунке, не на фотографии, а воочию — древние крепости и остроги, курные избы и деревянные церквушки, то, что окружало жизнь наших предков. Как много впечатлений рождает такой необычный музей! Как зримо можно ощутить наше «русское чудо», когда встречаешься с ушедшей в прошлое «лапотной Россией»... В нашей стране уже давно существует музей под Ригой, где посетители могут войти в старинную крестьянскую избу, увидеть крестьянские хозяйственные постройки, древние часовни.

Сейчас предполагается, — добавляет Потапов, — создать подобный музей-парк в Таллине.

Проблеме этнографического парка-музея на конгрессе будет посвящено пять докладов, в частности, румынские этнографы расскажут о своем «Музее деревни», а польские коллеги о своих парках-музеях.

И еще хотелось бы сказать несколько слов о докладе югославского ученого Тибора Секели «Новый тип музея для современного общества». Как видите, любопытно уже само название. Секели отстаивает идею создания таких этнографических музеев, которые наглядно бы показывали, что все народы «участвовали в создании цивилизации современного человечества». Наши советские музеи так именно и построены. Так что в лице советских ученых Тибор Секели найдет поддержку.

земцев в невиданных прежде одеяниях. Одного из них звали Ильей, он был старшим. Он снял с Котлана доспехи и перевязал рану. Потом Котлан узнал, что появлению корабля он обязан и жизнью. Враги Котлана, увидев большую чужую лодку под парусами, разбежались.

Забрав трофеи с поля битвы, воины Котлана перенесли своего предводителя в лодку и направились домой. Прощаясь с вождем корабля, Котлан в знак дружбы отдал ему свой боевой костюм 1. Лодка с тремя воинами из племени тлинкитов и корабль под русским флагом на прощанье отсалютовали друг другу каждый по-своему.

И хотя у Котлана теперь не было своих боевых доспехов, никто в селении не осуждал его...

1 Выдающийся русский этнограф и зоолог Илья Гаврилович Вознесенский привез в Кунсткамеру Петербурга костюм тлинкитского воина в 1845 году.

ХУНЗА

И а севере Кашмира среди отрогов Каракорума затеряна высокогорная долина. Там живет хун-за — народ, о существовании которого до последнего времени известно было очень немногое. Сейчас там насчитывается около 200 деревень с общим населением в двадцать тысяч человек.

Впервые в долине Хунзы, притока Инда, в 1880 году побывал английский майор Биддулф с несколькими солдатами. В те времена, по весьма приблизительным подсчетам, население горной страны насчитывало 6000 человек. С тех пор хунза, или, как их еще называют, буриши, находились под постоянным наблюдением англичан. Однако сведения об этом районе были случайны и отрывочны. Одной из причин столь длительной изоляции маленького народа от внешнего мира явилось и то, что пробраться в эти районы необыкновенно трудно. Даже язык хунза и тот совершенно изолирован и не находит аналогий ни с одним из известных языков мира.

Лишь в прошлом году в Гималаях побывала первая большая научная экспедиция, возглавляемая французским биологом Бельвефером. Ее участники долго изучали нравы, обычаи и язык народа хунза, который называют «вечно юным», «не знающим болезней».

Деревни хунза невелики — в них обычно пять-шесть сложенных из камня домов. Позади каждого дома — крошечный садик, перед домом — двор. Жилищем хунза пользуются только в ненастные зимние месяцы, а в остальное время года вся семья — 20—25 человек, включая стариков и детей, — находится на воздухе. Спят во дворе или на террасе.

С начала весны и до поздних холодов хунза работают на полях и в садах. Они необычайно чистоплотны и опрятны, отличаются жизнерадостным, уравновешенным характером. И все-таки больше всего поражают их феноменальная физическая закалка и здоровье.

Белокожие, среднего роста, хорошо сложенные, хунза не знают усталости. Они совершают длительные переходы с большими грузами. Им незнакомы хронические и инфекционные болезни.

Секрет подобного необыкновенного здоровья кроется, видимо, в их образе жизни, строгом режиме и каком-то особом диетическом питании. Известно, что люди хунза едят очень мало хлеба и мяса, отдавая предпочтение овощам и фруктам, пьют воду из горных минеральных источников и добавляют в пищу «горный мед» — продукт, тайна приготовления которого по традиции сохраняется стариками. Среди людей племени не увидишь полных людей. Стройные, поджарые — «люди без животов», как их с завистью называют соседи, — они сохраняют моложавость до глубокой старости.

Говорят, что люди, перешагнувшие столетний рубеж, — не редкость среди хунза. Участники экспедиции встречали людей в возрасте 130 лет!

Экспедиция Бельвефера больше месяца добиралась в долину Хунзы по головокружительно узким тропкам. Но «игра стоила свеч», и сейчас этнографы всего мира с нетерпением ждут опубликования отчетов этой интереснейшей экспедиции.

Н. АГАЯНЦ