Вокруг света 1964-08, страница 511. с РУДОЛЬФ итс н стоит, гордо расправив плечи, правая рука сжимает боевой нож, глаза скрыты под наличником — забралом, на голове массивный шлем-маска — это тлинкитский воин в полном боевом костюме. Он существует теперь лишь в виде манекена, стоящего в зале «Индейцы Северной Америки» Музея антропологии и этнографии Академии наук СССР. Здесь же хранится еще ряд экспонатов, рассказывающих о тлинкитском племени; отдельные вещи их разбросаны по другим музеям мира. Это все, что осталось от самобытной культуры могущественного племени, населявшего юго-восточное побережье Аляски лет сто назад. ...Гряда Скалистых гор ограждала земли тлинкитов на востоке, а на западе их омывали воды Тихого океана. Тлинкиты снаряжали мужчин для рыбной ловли, для охоты на китов, тюленей, моржей, птицу. Женщины разделывали добычу, запасали рыбий и тюлений жир, сушили и вялили лососей, выделывали шкуры, плели сети. Тлинкиты жили родовым строем, но вожди родов и фратрий уже пользовались особыми привилегиями, имели рабов из военнопленных. ...Тот день навсегда остался в памяти Котлана. Вождь рода Орлиных когтей из фратрии Волка решил построить для себя новый большой дом. По обычаям племени сооружать этот дом могли только люди из другой фратрии. Вождь отправил посланцев к своим соплеменникам. В селении рода Ворона из взрослых мужчин находилось только двое — Котлан и его дядя. Остальные были на охоте. Отказать в помощи дружественному роду было нельзя — воины Ворона отправились строить дом. Каменными топорами мужчины вытесывали из толстых бревен доски и сооружали из них стены и крышу. На толстых, врытых в землю столбах, поддерживающих двускатную крышу, были искусно вырезаны изображения тотема рода Орлиных когтей. Вот уже в землЮ перед домом врыт высокий тотемный столб, весь резной, покрытый изображениями орлиных и волчьих голов, птичьих лап и крыльев. И вдруг в полном боевом облачении хозяева напали на строителей... Тяжелораненый двадцатилетний Котлан стал рабом. В доме, построенном его же руками, теперь ему место было лишь у входа. Гнев он спрятал глубоко в сердце и выжидал. Он не надеялся на своих сородичей; если бы они могли, они бы давно выкупили его. Рисунки П. ПАВЛИНОВА Котлан ненавидел своего господина, заманившего его в ловушку. Не любили коварного и хитрого вождя и его сородичи, но они не осмеливались восстать. Только одна душа в этом доме была близка Котла-ну — юная рабыня из племени хайда. Звали ее Скету. Котлан любил наблюдать за ее работой, и, поймав его взгляд, она улыбалась ему. Однажды в огромном доме вождя собрался весь род на поминки умершего родственника. Вдоль стен на двухъярусных нарах сидело человек сто мужчин и женщин, стариков и детей. В центре дома горел костер. Вождь был в накидке с узорами, на голове — деревянная шапка, изображающая волчью голову с раскрытой пастью. В таких же нарядах сидела его почетная свита. Рабы приготовили пищу. Первые куски ее бросили в костер, чтобы пламя донесло их до умершего. Но умершего ждала еще одна жертва... Когда начнутся «волчьи» танцы вокруг костра, под пение женщин в ряды танцующих войдет человек, одетый в точно такой же костюм, какой был на умершем, — тогда все поймут, что дух умершего получил свою жертву и доволен ею. Маска умершего пройдет круг вместе со всеми, а потом останется одна у костра продолжать танец... Котлан знал обычаи племени, и, когда Скету послали за водой, он незаметно вышел следом. Скету торопливо бежала по тропинке к устью реки, впадающей в залив. Острые иглы хвои кололи ей
|