Вокруг света 1965-01, страница 20

Вокруг света 1965-01, страница 20

В такие минуты малодушия я вызывал в памяти образ одной женщины — Исабел Годен, и это мне помогало. Среди многих героинь Южной Америки она, пожалуй, особенно сильно поразила меня. По сравнению с тем, что ей пришлось пережить как раз в этих краях, злоключения современного путешественника кажутся пустяком.

Позвольте мне, пока я отдыхаю у Тарири, коротко рассказать о путешествии, которое Исабел Годен совершила почти двести лет назад.

Итак:

...В 1736 году Французская академия наук снарядила геодезическую экспедицию под руководством Шарля-Мари де ла Конда-мина, которая развернула работу в провинции Кито. Среди членов экспедиции был молодой Жан Годен. В Кито он увидел красавицу Исабел Касамайор-и-Пардо; она стала его женой...

Девять лет работала экспедиция в Эквадоре. Когда же задача была выполнена, Годен без жены отправился в путешествие через Амазонас во Французскую Гвиану. Исабел узнала, что он благополучно дошел до цели, но затем много лет не получала никаких вестей от мужа. Однако Исабел не теряла надежды, и в 1766 году, после пятнадцатилетнего ожидания, она прослышала, что муж выслал за ней судно до Лас-Лагунаса на Амазонке. Сам Жан Годен из-за болезни не мог выехать из Гвианы.

Исабел тотчас стала собираться в путь. В 1769 году ей было уже больше сорока, четверо детей погибли от малярии и желтой лихорадки, трагические события наложили отпечаток на ее когда-то очень красивое лицо. А теперь ей предстояло путешествие, на которое решился бы далеко не всякий человек даже в расцвете сил.

Отец Исабел, дон Педро, отправился раньше ее, чтобы по возможности облегчить ей путешествие. Он устроил в нескольких местах склады продовольствия, а в Канелосе отобрал индейцев, которые согласились проводить Исабел и ее людей по реке Пас-таса до Андоас, откуда другие лодки должны были доставить ее до Лас-Лугунаса.

В состав экспедиции вошли, кроме самой Исабел, ее двенадцатилетний племянник, два брата, три служанки — метиски Роса, Эльвиа и Элоиса, слуга Хоакин,

три француза-попутчика и отряд горных индейцев. В конце 1769 года они тронулись в путь...

Семидневный переход до Ка-нелоса оказался трудным. Шел сильный дождь, тропы превратились в реки грязи. Незнакомые, пугающие звуки джунглей, грохот падающих деревьев, ядовитые рептилии, назойливые насекомые — все это тревожило Исабел. «Ничего, — говорила она себе, — скоро худшее будет позади. Главное — добраться до Ка-нелоса и сесть в лодки».

К сожалению, раньше ее в Ка-нелос попала оспа!

Когда здесь остановился дон Педро, один из его носильщиков занес инфекцию. А у индейцев не было иммунитета, и эпидемия оказалась катастрофической.

Большинство жителей деревни умерло, уцелевшие ушли ъг леса. И когда путешественники, изнемогая от усталости, вошли в Кане-лос, предвкушая теплый прием, их глазам предстало заброшенное селение, точнее, развалины, потому что индейцы сожгли свои лачуги, чтобы «очистить» воздух.

Первой пришла в себя Исабел. Казалось, трудности только прибавляют ей силы. Она развила кипучую энергию. Взяла руководство на себя, ободряла спутников. Почти все хотели возвратиться назад, но Исабел не допускала и мысли о таком исходе дела (столько лет ожидания!). Прежде всего надо было решить вопрос транспорта. Удалось добыть большую пирогу и плот; это позволяло захватить лишь малую часть провианта. Груз сложили на плот, туда же сели два человека, остальные втиснулись в двенадцатиметровую пирогу.

Первый день пути вниз по бурной реке Бобонаса прошел без неудач. Но на следующий день, когда правил француз Пьер, случилась беда. Порыв ветра сорвал шляпу у него с головы, когда же Пьер нагнулся, чтобы подхватить ее, то потерял равновесие и упал в реку. Ударившись головой о бревно, он исчез в пучине.

...Чудом удалось пробиться сквозь бурные перекаты и коварные водовороты, но, когда уже в сумерках пришла пора высаживаться на берег, связанные вместе лодка и плот столкнулись с плывущим бревном, и так сильно, что всех бросило в реку. Хорошо еще, что берег был близко, — все благополучно выбрались на сушу. Хоакину удалось спасти лодку и даже часть про

вианта, но плот они потеряли-Почти всю ночь шло совещание у костра. Один из французов, явно озабоченный прежде всего собственным спасением, вызвался добраться вместе с Хоакином до Андоаса за помощью. Лучших предложений не было, и двое отправились в путь. В примитивном лагере осталось четыре женщины, трое мужчин и мальчик. Никто из них прежде не бывал в джунглях...

Запасы были на исходе, они узнали голод. Мужчины охотились без особого успеха, женщины собирали коренья и яйца. Ночью донимали москиты, днем — мухи. Француз хуже всех переносил лишения, он был на грани безумия. Ночью он проснулся оттого, что вампир лизал кровь с пальцев его ног. Француз отчаянно завопил. Нервы остальных не выдержали. Исабел решила: надо что-то предпринимать, ведь они уже целый месяц ждут помощи из Андоаса. И она поручила своим братьям и французу соорудить плот. Как только примитивное суденышко было готово, на него погрузили остатки снаряжения, пассажиры заняли свои места.

Посредине сидели женщины и тяжело больной мальчуган. Оба ее брата орудовали длинными шестами. Только отчалили, как плот, столкнувшись с бревном, опрокинулся, и все очутились за бортом. Остатки провианта и одежда пошли ко дну. Напрягая последние силы, люди выбрались на берег. Больной мальчуган тут же упал без сознания, а к вечеру умер, не приходя в себя. У остальных не оставалось сил даже оплакать и похоронить его. Ночью умерла старшая из служанок — Роса. Элоиса в приступе помешательства ушла в джунгли и пропала. Под утро скончались оба брата Исабел. За ними вскоре последовал француз и Эльвиа.

Исабел лежала между трупами братьев и служанок, готовясь к кончине. Прошло два дня, но она все жила. В ее изможденном теле еще оставались какие-то неведомые силы. Исабел думала о Жане Годене, который где-то ждал ее. Эта мысль придала Исабел энергии. Она поднялась на ноги, из сапог брата сделала себе сандалии, взяла в одну руку мачете, в другую палку и пошла.

Точно лунатик, шаг за шагом она прорубала путь в зарослях. Раз ей почудилось, что ее кто-то

18