Вокруг света 1965-01, страница 75

Вокруг света 1965-01, страница 75

быть потоньше, чем у полюсов, Вторая возможная причина течений—-повышенное выделение тепла с отдельных участков дна, например, в районе вулканов.

Потоки нагретой воды поднимутся к ледяному потолку и потекут вверх по его уклону, то есть туда, где лед тоньше,— к экватору. Вдоль течения образуется желоб — проталина. Конечно, не сквозная. Но почва над ней станет потеплее.

От меридионального направления течение будет отклонять так называемая сила Кориолиса — она возникает под влиянием осевого вращения планеты и отклоняет течения в северном полушарии направо и в южном — налево. В конечном счете так и возникнут полосы, соответствующие на Земле линиям пассатных ветров. Скудная растительность сделает их заметными для земных астрономов.

Наконец, есть еще одно соображение, подтверждающее, что на Марсе, возможно, существует

«водяное» отопление. На этой планете нет заметных горных хребтов, которые могли бы оказывать влияние на направление сезонных ветров. Поэтому границы климатических зон должны быть параллельными экватору, если они зависят только от солнца и ветра. А между тем там области с сезонным органическим покровом проникают в отдельных случаях в высокие широты и, наоборот, в тропиках встречаются «пустыни». Но ведь только вода может так изменять климат планеты, нарушая закономерность чередования тепловых поясов...

Еще не все сведения о происхождении и эволюции планет и гидросферы на Земле, использованные для обоснования «водяной» гипотезы Марса, являются общепризнанными. Не исключена и вероятность, что природа Марса окажется совсем иной.

Уже недалек день, когда разгадка марсианских «океанов» и многих других тайн планеты будет осуществлена опытным путем.

Очередное появление кометы на небе Северного полушария в 1963 году сопровождалось некоторыми странностями.

Комета... виляла хвостом.

То, что направление, в котором вытянуты газы, образующие хвост кометы, изменяется, само по себе не столь удивительно. Очень вероятно, что здесь действуют «порывы солнечного ветра». Но астрономов поразила периодичность, с которой комета перекидывала свой «шлейф» из стороны в сторону. Хвост «вилял» точно через каждые четверо суток! Такого зрелища еще никому не приходилось наблюдать.

Бельгийский астроном Д. Малэз высказывает мнение, что причина регулярного перемещения хвоста в том, что ядро кометы вращается вокруг своей оси.

9

«Величавые киты, что плавают в море, в то время как море масла плавает в них», — так говорится в знаменитой книге Мел-вилла «Моби Дик».

Чтобы добыть это море жиров и белков, издавна уходили в далекие океаны китобои.

Кит, казалось бы, единственный «поставщик» многих ценных продуктов.

Но так ли это? Ведь в организме животного они вырабатываются из каких-то веществ, которые он получает с пищей. И вот ученые задумались: нельзя ли добывать эти вещества не из китовых туш, а, так сказать, из первоисточника?

Сотрудники калининградского Атлантического института рыбного хозяйства и океанографии стали изучать криля — небольшого рачка, которым питается кг*т. Исследования принесли обнадеживающие результаты.

Последние 125 лет подземный обитатель африканской пустыни — золотой крот — не попадался на глаза человеку. Этот маленький зверек длиной 5— 6 сантиметров очень редко выбирается на поверхность. Его организм приспособлен к жизни под землей или,

точнее, под песком: глаза и уши у золотого крота наглухо закрыты кожей.

Недавно в его существовании воочию убедились со-труднши станции по изучению пустыни Намиб в Африке. Им удалось увидеть в песке двух зверьков после песчаной бури, разметавшей дюны.

Солнце село. Похолодало, поднялся вечерний ветерок, и сразу же, словно из-под земли, зазвучала величавая мелодия. Она затихала, когда слабел ветер, и усиливалась вместе с ним.

Эти таинственные звуки издавали не менее таинственные цилиндрические столбы. Люди притихли, сумерки густели над рыжеватой пустыней. В небе зажглись непривычно яркие звезды.

— Марс?.. — догадываетесь вы.

Ничего подобного! Дело происходило на Земле, в Кызылкумах. Геологи обнаружили в пустыне остатки окаменевшего, поющего мангрового леса.