Вокруг света 1965-01, страница 73

Вокруг света 1965-01, страница 73

На основании примерно таких рассуждений профессор А. И. Лебединский предположил, что на Марсе могут быть подпочвенные массы льда, скрытые от земных наблюдателей. Но как проверить, имеются ли они там в действительности? Можно ли подметить какие-нибудь признаки существования подпочвенного льда?

Увы, пока мы еще не можем пройтись по марсианским равнинам и посмотреть.

Остается окольный путь, путь логического доказательства на основании имеющихся сведений. Так и сделал автор этой статьи.

По космогонической теории О. Ю. Шмидта земной шар образовался из вещества газо-пылевого холодного космического облака. Лишь впоследствии на нашей планете появились океаны. Откуда они взялись? Распространена точка зрения, что вода на планетах, подобных Земле, появляется в результате сложных процессов в их недрах. Процесс освобождения воды на Земле продолжается и сейчас. Ежегодно вулканы выбрасывают в атмосферу громадное количество водяного пара. Некоторая доля его — это «первичная» вода, которая впервые вышла из недр наружу.

По физическим характеристикам Марс относится к планетам земной группы — он «родной брат» Земли. Поэтому история развития недр Марса может напоминать историю развития недр нашей планеты. Должно быть сходство и в процессах «освобождения» воды на этих планетах.

Но Марс меньше Земли. Меньше и давление в его недрах — значит, при более низкой температуре наступает и плавление недр.

Таким образом, условия для освобождения воды, входящей в состав минералов в недрах Марса, благоприятнее земных. Можно ли предположить отсюда, что на поверхности Марса выделилось в среднем на каждый квадратный километр не меньшее, а примерно такое же или даже большее количество воды, чем на Земле? Можно.

Развивая дальше такое предположение, мы придем к выводам^ на первый взгляд фантастическим. Однако данные наблюдений поразительно точно совпадают с этими выводами и даже служат ключом к объяснению некоторых явлений на Марсе.

Начнем с частности. Температура поверхности Марса в течение суток колеблется очень резко.

Значит, довольно резко должна изменяться и температура нижних слоев марсианской атмосферы. В холодном воздухе водяной пар не может удержаться в большом количестве. И с каждым вечерним похолоданием он «вымерзает» из атмосферы Марса, выпадая в осадок. Некоторая — пусть даже очень малая — часть ночных и сезонных осадков на Марсе неизбежно должна смешиваться с сыпучими породами, которыми (судя по пылевым бурям) покрыта часть планеты.

Как должна выглядеть эта смесь при наблюдениях с Земли? Там, где Солнце поднимается достаточно высоко над горизонтом Марса, влага или ледяные кристаллики испаряются с открытой поверхности. Остается тонкий сухой слой пыли, он может прекрасно сохранять и маскировать лед, что лежит поглубже. А ночью или зимой поверхность нашего соседа снова «подбеливается». Беловатыми должны быть и полярные шапки Марса.

Согласуется ли это с данными наблюдений? Действительно, на Марсе видны в телескоп белесые по

лярные шапки, а в утренних областях поверхности планеты — «утренняя дуга», светлые пятна, которые исчезают с увеличением высоты Солнца над марсианским горизонтом.

Другое наблюдение подтверждает: тот иней, что виден нам с Земли, — лишь меньшая часть имеющейся на Марсе воды, а гораздо больше ее спрятано под слоем наносов. В самом деле, в том полушарии Марса, в котором наступает весна, полярная шапка сокращается. По-видимому, это испаряется и тает зимний покров, И вот на границе отступающего белесого поля появляется темная кайма шириной около ста километров, Полагают, что грунт здесь обильно смочен водой. Именно отсюда распространяется весенняя «волна оживления» марсианской растительности. Между тем толщина полярных шапок Марса, как ее оценили оптическими методами, не больше миллиметра или даже долей миллиметра! Но ведь здесь явное противоречие — столь ничтожное количество кристаллов не может давать такого заметного эффекта. Значит, часть льда, возможно, прячется от глаза земного наблюдателя, маскируется под толщей пыли, И когда солнце начинает подниматься высоко над горизонтом, вместе с внешним покровом оттаивает довольно глубокий «деятельный» слой грунта над вечной марсианской мерзлотой. Итак, подпочвенный лед на Марсе, видимо, существует. А океаны?

Если Марс родствен Земле и развиваются эти планеты похожими путями, то недра нашего небесного брата должны быть тоже горячи, как и у Земли. Значит, слой мерзлоты с глубиной на Марсе кончается. Из горячих глубин к поверхности должен восходить поток тепла. Чем больше глубина, тем меньше зависит температура от времени года и суток, тем более высока она за счет таинственных глубинных процессов. Там, где температура достигает точки плавления льда, на Марсе должна быть жидкая вода. И ©ели выделяется из марсианских недр ее относительно не меньше, чем на Земле, то можно представить себе следующую картину: под толстым слоем льда, присыпанного минералами, лежат океаны. Кстати, если это так, то не удивительно, что рельеф Марса очень ровный. Конечно, должны быть там и континенты, иначе откуда берутся пылевые наносы планеты. Но океанов, наверное, все же на Марсе больше.

Признаки их существования, на наш взгляд, убедительны. Это прежде всего тот факт, что марсианские «полярные шапки» и «утренняя дуга» не исчезли в незапамятные времена. Ведь должны же откуда-то пополняться запасы атмосферной влаги. Иначе круговорот ее давно бы прекратился.

Значит, остались на планете выходы воды. Это, должно быть, гигантские трещины в километровых толщах льда. Образоваться они могши и от падения метеоритов и под влиянием землетрясений. Даже если такие трещины возникают и редко, их должно быть довольно много. Потому что в очень толстом слое, как показывают расчеты, трещины необычайно долговечны.

«

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. По мере того как выходило солнце, иней таял?

Близкие к этой страницы