Вокруг света 1965-06, страница 60

Вокруг света 1965-06, страница 60

ну горы. Плосковерхие Кобыстанские горы с крутыми обрывами был и как бы самой природой подстроенными ловушками. В тупой ярости в сжимающемся кольце огней метались быки по плоскогорью и, охваченные паническим страхом, бросались в пропасть...

Охоте предшествовали своеобразные ученья. Ведь чтобы победить сильного врага, нужно уметь его найти, знать его повадки, нужно отработать и согласовать действия загонщиков и охотников.

И на скалах в особо удачливых местах охоты с анатомической точностью высекался «портрет» зверя, на которого готовилась облава. У изображения, как у мишени, и отрабатывало племя охотничьи приемы. Это были торжественные обряды. Они совершались под команду старейшин и сопровождались размеренными ритмами камня-бубна.

Еще раз, внимательнее, приглядимся к камню, на котором высечены человечки.

Сорок охотников, разбитых на две цепочки, приближаются к ловушке, куда загонщики — их трое, — размахивая дубинами и горящими факелами, направляют бегущих горных баранов. Одно животное, изображенное за ловушкой, уже убито — показана часть его туши, другое ранено, о чем свидетельствует характерная насечка на шее.

А вся двухметровая композиция — не что иное, как детализированный рассказ о подготовке к охоте, сопровождавшейся магическими церемониями и обрядами.

«Убивая» изображения, человек каменного века надеялся предопределить успех охоты.

Это наивное представление до сих пор сохранилось у отсталых охотничьих племен, а магические обряды дошли до нас в охотничьих танцах разных народов.

САМЫЙ БОЛЬШОЙ МУЗЕЙ В МИРЕ

„Картинная галерея» Кобыстана насчитывает сегодня более трех тысяч изображений. Есть здесь свои «третьяковки» и «эрмитажи» — на отдельных скалах, у которых совершались первобытные обряды, ученые раскрыли и реставрировали до сотни рисунков и надписей.

Рисунки сфотографированы, пронумерованы, занесены в каталоги, составлен подробный план-пу-теводитель по 725 залам «музея», общая площадь которого несколько десятков квадратных километров. Почти два десятилетия понадобилось на это группе азербайджанских историков, которую возглавляет Исаак Мамедович Джафарзаде.

Камень — лучшая бумага для письма, отправляемого в будущее. Но даже скалы не выдерживают напора времени. Что уж и говорить о рисунках, не

глубокие бороздки которых выдолблены тысячи лет назад. Дождь, ветер и солнце, эти нерассуждающие пособники тлена, многое успели зачеркнуть навсегда.

Недавно начаты раскопки подскальных убежищ. Археологи надеются найти там древнейшие предметы обихода и материальной культуры. Орудия труда, керамика, украшения, кости животных помогут уточнить возраст каждого из трех тысяч кобыс-танских изображений.

А расшифровать каменные письмена, где десятки изображений наложены друг на друга, еще сложнее, чем отыскать.

Проходишь от камня к камню — два шага, а рисунки, на них нанесенные, разделяют тысячи лет.

ЛОЦМАНЫ ИСТОРИИ

На Апшеронском полуострове среди желтых песков лежат Шувеляны — селение потомственных виноградарей.

Летом 1963 года колхозники решили вывезти на виноградники вместо удобрений небольшой зольный холм, издавна возвышавшийся около селения. Первый же ковш эскаватора поднял каменную плиту, на которой были процарапаны грациозные и загадочные миниатюрные фигурки. О находке сообщили в Баку. Исследователь Гардашхан Мамедович Асланов принялся за раскопки. Оказалось, что здесь в эпоху бронзы находились родовые поселения скотоводов и земледельцев.

На 60 камнях полутораметровой высоты, из которых были сложены стены сооружений, ученый нашел более ста пятидесяти миниатюрных изображений танцующих и молящихся людей, а также животных — коз, коров, оленей, джейранов. Многие камни обожжены пламенем жертвенных костров.

Апшеронские изображения отделяют от кобыстан-ских сотни километров и тысячелетия. Но эти древние культуры были связаны, и находки Г. М. Асланова оказали неоценимую помощь в датировке и расшифровке кобыстанской летописи.

...Машина выхватывает из темноты кланяющиеся силуэты нефтекачалок, торопится в Баку.

Мы думаем о людях, которые прокладывают дороги в глубины веков, наносят на карты времени забытые миры.

Так раньше наносили острова.

Перерисовки наскальных изображений выполнены художником экспедиции СОФЬЕЙ ДЖАФАРЗАДЕ