Вокруг света 1965-06, страница 59ЛОДКИ, ПЛЫВУЩИЕ В БЕССМЕРТИЕ Встреча с рисунками в горах рождает необъяснимое чувство победы над временем. Кажется, тысячелетия расступились и ты стал участником, свидетелем происходившего. Вот человечек —- две палочки крест-накрест — ведет двух верблюдов. Караван. Мужчина держит серп, и рядом растет просо — жатва. Всадник с копьем в поднятой руке... Волк поджал хвост — его догоняет собака. И тут же арба, и единорог удивленно разглядывает крадущихся львов... Безмолвные женщины с мощными торсами и длинными сильными ногами. Они — символ плодородия, источник неувядающей жизни. Угловатые, вытянутые мужчины замерли, выслеживая пасущееся стадо оленей. На камне у своего тысячелетнего портрета застыла живая ящерица. Мы смотрим вверх на скалы, выискивая изображение гадюки. А она шипит под ногами. Гадюка уползла под каменную плиту. Осторожно переворачиваю камень и обнаруживаю, что камень тот с желобком. Дальше снова и снова такие же плиты. — Водопровод, прадедушка римского акведука,— говорит наш проводник, историк Зелик Иосифович Ямпольский. Водопровод! Водопровод делает понятной, почти ощутимой жизнь тех далеких людей. Прослеживаю путь воды, стекавшей когда-то с плоской вершины. Водопровод тянется метров на триста и потом теряется в скалах. Неподалеку выбиты на камне две крупные рыбины. Чей-то богатый улов. На нижней террасе Беюк-даша, обращенной к морю, скалы испещрены продолговатыми дугообразными линиями с вертикальными насечками — изображениями, которые мало-мальски знакомый с археологией человек не спутает ни с какими другими. Это лодки с гребцами. Целая флотилия меленьких кораблей. Такие же, как на скалах Швеции, у Онеж- - ского озера, на береговых ^VfT* J утесах сибирских рек... ^ ^ Мифологические лодки Осириса... Харон, перевозивший на лодке души умерших через реку Забвения... Все это звенья одной цепи. Лодки — первое образное выражение бессмертия. Это молодость человечества, не желающая мириться с фактом смерти, послала в бесконечность веков кораблики своей наивной веры. И они пришли в гавань XX века. Встреча с рисунками — как встреча с людьми. Здесь они жили, охотились, любили друг друга, враждовали. Это они вверили камню свои откровения, мысли о мире, мифы. Расшифровывая наскальные изображения, ученые восстановили образ жизни охотников каменного века, их верования и представления, узнали, как возникло и развивалось на протяжении тысячелетий первобытное искусство. ТАНЦУЮЩИЕ ЧЕЛОВЕЧКИ Зелик Иосифович приглашает нас посетить «ко-быстанскую филармонию». Островком . среди моря обвалившихся скал возвышается груда каменных плит. Молча Зелик Иосифович берет кремень и начинает постукивать по стесанному краю каменной плиты. Она вдруг отзывается металлическим звоном, в котором мы угадываем ритмы танца. «Та-та-там», — глухо выговаривает каменный бубен. «Та-та-там...» И под ритмы танца, казалось, оживают и начинают двигаться на скалах взявшиеся за руки каменные человечки. И мы сами как бы переносимся в далекое прошлое. ...15 тысяч лет назад склоны Кобыстанских гор зеленели зарослями карликовой вишни, иберийской жимолости, груши, можжевельника. В рощах, в пышных долинах паслись стада и|и свирепых быков, гигантских Ц оленей, джейранов, подсте- II [ регали добычу львы, тигры, И И медведи. ^ Под навесами прибреж ных скал, в пещерах обитали первобытные люди. Они были охотники. ...Подбадривая себя криками, размахивая факелами, толпа людей, вооруженных костяными ножами, дубинами, копьями с кремневыми наконечниками, загоняла животных на верши 57
|