Вокруг света 1965-08, страница 71

Вокруг света 1965-08, страница 71

лею и

ск&огь

6VPM)

пестрели сенсационными заголовками: «Самый отважный и самый рискованный старт в истории трансатлантических перелетов» «Подъем в воздух литовских летчиков Дарюса и Гиренаса был таким, что у зрителей волосы встали дыбом!»

...Самолет начинает разбег. И сра

зу становится ясно — «Литуаника» перегружена. Ревущий на предельных оборотах мотор не может оторвать колеса от цементной ленты. Четверть мили, полмили, миля... До конца взлетной полосы — каких-нибудь десять метров. Дальше — камни, океан... смерть. И в этот момент под колесами появляется просвет. Железная воля и мастерство пилотов вырывают машину из цепких лап земного притяжения. Оранжевая птица набирает высоту и исчезает в утреннем тумане.

До полудня о «Литуанике» не было никаких известий. В полдень идущие в Нью-Йорк корабли передали по радио, что наблюдали одинокий оранжевый самолет, направлявшийся в открытый океан. На Ньюфаундленде Да-рюс и Гиренас сбросили красный вымпел с запиской на английском языке. Летчики просили передать в Нью-Йорк, что все идет хорошо. Это была последняя весть...

«Литуанику» встретила в Атлантике буря. Дарюс и Гиренас вели свой самолет сквозь дождь и молнии. Прошел день, ночь, настало утро 16 июля. А одинокий оранжевый самолет все еще летел над океаном. Лишь к вечеру 16 июля Дарюс и Гиренас достигли берегов Северной Шотландии.

Впоследствии их маршрут вызывал величайшее изумление. «Авиационные эксперты, — передавало агентство Ассошиэйтед Пресс, — чрезвычайно удивлены точностью, с которой лет

чики управляли «Литуаникой», используя только компасы, безо всяких модернизированных летных устройств, они вели самолет по самому прямому направлению к своей цели. Их смелый полет дает им право быть причисленными к величайшим пилотам мира».

В ночь с 16 на 17 июля над Германией «Литуаника» попала в новый омут бури. Оставалось всего несколько сот километров до Каунаса...

И вот Солдинский лес в провинции Бранденбург. Около 5 часов утра местная крестьянка наткнулась в чаще на разбитый оранжевый самолет. Кругом были разбросаны карты, письма. Ничком в мох уткнулся мертвый Дарюс. Притиснутое обломками «Литуа-ники», застыло тело Гиренаса. Одной рукой он еще держал штурвал, второй прикрывал глаза. Мертвая тишина. Только тикали часы в кармане Дарюса. Как выяснили врачи, Дарюс при катастрофе получил тяжелые ранения, он прожил еще четыре часа и умер на заре. Он еще пытался отползти от обломков.

За 35 часов 35 минут Дарюс и Гиренас пролетели 6411 километров, заняв в 19ЯЗ году по дальности перелета второе место в мире. До их цели — Каунаса оставалось 650 километров — три часа полета...

Катастрофа с «Литуаникой» произошла в запретной зоне, где находились концлагеря. Место падения самолета было немедленно оцеплено усиленными караулами, и более 10 часов туда не допускали даже прибывших из Литвы представителей. Тела летчиков были выданы в закрытых металлических гробах. Комиссия образованная буржуазным правительством Литвы, опубликовала сообщение, что катастрофа произошла из-за неблагоприятных атмосферных условий и дефектов мотора.

Сообщению никто не поверил — слишком много в нем было противоречий и туманных мест. По всей Литве из уст в уста передавалась весть — «Литуанику» сбили фашисты. Германский посол в Каунасе потребовал от литовского правительства опровергнуть версию об обстреле самолета и заткнуть рты всем, кто об этом говорит.

В 1941 году оккупировавшие Литву гитлеровцы решили стереть всякую память о Дарюсе и Гиренасе. Было решено сжечь останки героев, хранившиеся в Каунасском медицинском институте. И тогдг в одну из ночей группа патриотов проникла в окруженное немецкой стражей здание института. Гробы с телами героев были перенесены в институтский подвал и замурованы в стене. Долго и безуспешно занималось этим делом ге-стяпо. Палачам не удалось расправиться с патриотами, не удалось обнаружить и тела летчиков.

\ в это время в Аникшчяйском бору под носом у фашистов скульптор Бронюс Пундзюс восемь месяцев подряд работал над памятником летчикам-героям. На легендарном Пунтукасе он высек барельеф Стяпо-наса Дарюса и Стасиса Гиренаса и несколько строк из их завещания:

«Молодое поколение Литвы! Вдохновленные Тобой, мы постараемся осуществить избранную нами задачу. Если добьемся успеха, пусть это укрепит Твой дух и уверенность в своих силах и способностях».

Летом 1964 года останки Дарюса и Гиренаса были торжественно преданы земле на каунасском кладбище. Советская Литва воздала должное людям благородным и смелым.

Перевел И. КАПЛАНАС

69