Вокруг света 1965-10, страница 34

Вокруг света 1965-10, страница 34

ЖАК-ИВ

КУСТО

КРАСНОЕ МОРЕ ИЗ ИЛЛЮМИНАТОРА САМОЛЕТА

Реактивный самолет ДС-8 вылетел из Джибути рейсом Афины — Марсель — Париж. Отстегивая предохранительный пояс, вспоминаю, что еще сегодня в пять утра я находился в заливе Таджу-ра на глубине 300 метров вместе с Альбером Фалько — старшим пилотом «ныряющего блюдца» — этой замечательной исследовательской под-лодки-«малютки».

Никак не могу свыкнуться с тем, что, позавтракав в Джибути на борту «Жанны д'Арк» (на том самом корабле, где в 1932 году я служил курсантом), сегодня же вечером буду в Париже! Однако мысли об этом чуде нашей эпохи не могут заглушить чувства тоски, охватившей меня после того, как я покинул свой родной «Калипсо» — пусть всего на несколько дней; ведь там остались мои товарищи, чей энтузиазм, золотые руки и светлые головы сделали путешествие 1963 года, пожалуй, самым волнующим в моей жизни.

Пока самолет набирал высоту, я успел разглядеть слева и позади молочные рифы сомалийского побережья, справа вдали отмель — белесую полоску, простирающуюся с востока на запад. Сегодня утром мы погружались на севере этой отмели...

Впереди виднеются остров Перим и пролив Баб-эль-Мандеб — горловина, соединяющая Красное море с Аденским заливом, Аравийским морем и Индийским океаном.

Сквозь прозрачную дымку вижу простирающуюся внизу узкую полоску Красного моря, которое столько лет волнует меня...

Вот и зловещие апостолы дьявола — группа островов Зебаир. Все они вулканического происхождения. Именно у этих островов мы пытались укрыться от разбушевавшейся стихии. Остров Саба — здесь полным-полно розовых фламинго. Дже-бел Таир, или Черный Колпак, у берегов которого наше «блюдце» погружалось пятнадцать дней назад, берега Йемена... Остров Камаран... Здесь мы погружались в 1954 и 1955 годах...

Вдали виднеется северная часть Фарасанских рифов, там остров Абулат, где мы работали целых два месяца в 1951 и 1952 годах на нашем «Калипсо».

Главы из новой книги «Мир без солнца».

КОРАЛЛОВЫЙ КОВЕР

Огромная зона — 500 на 80 километров — у берегов Саудовской Аравии обозначена на картах большим «белым пятном» с провокационной пометкой: «Зона усеяна опасными рифами, проливы глубоководны, но непроходимы...» В 1952 году мы смогли исследовать на «Калипсо» лишь окрестности этого района. Но здесь, в самолете, на высоте, я обрел орлиный взор, и все фарасанские рифы кажутся мне сказочным ковром.

Здесь в темно-синюю полосу моря (глубина не меньше 400 метров) вплетаются разноцветные гряды коралловых рифов — иссиня-черных, бирюзовых, нефрито-зеленых, охровых, сиреневых и снежно-белых. То тут, то там рифы проступают из моря, образуя разрозненные островки, на которых морские черепахи откладывают яйца. Чаще всего эти рифы слегка скрыты водной гладью. В хаотичных очертаниях рифов можно различить эллипсы, треугольники, полукруги; порой даже трудно разобраться в этом беспорядочном нагромождении геометрических фигур.

Слева, поодаль, у берегов Судана, — Суакинская гряда рифов. Это «близнецы» фарасанских.

Красное море — глубокая расселина, сравнительно недавнего — с геологической точки зрения — происхождения. В этот излом протяженностью 2 тысячи километров и глубиной более 200 метров вливаются воды Индийского океана с его богатейшей фауной.

ШТУРМ КРАСНОГО МОРЯ

В 1963 году мы совершили беспрецедентный штурм Красного моря. В течение шести месяцев два судна — «Калипсо» и «Розальдо» — с 52 учеными, техниками и высококвалифицированными мореплавателями пожинали плоды самых последних достижений инженерной мысли — «ныряющего блюдца» «Дениза» и подводного города «Прекон-тинент-2». Начиналось же знакомство с морскими глубинами так...

Завесу морских тайн приоткрыли первые ныряльщики с аквалангами. В 1952, 1954 и 1955 годах наша команда совершила несколько погружений в аквалангах на максимальную глубину 70 метров.

.32

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Фолькоп

Близкие к этой страницы