Вокруг света 1966-03, страница 22

Вокруг света 1966-03, страница 22

шжшшшш

Две головы появляются на вершине скалы. Люди смотрят вниз, на ревущее море, на острые скалы, о которые дробятся волны, на карнизы с белеющими точками птичьих гнезд. Сейчас начнется «горный слалом»...

Исландия — один из больших островов Северной Атлантики. Жители заселяют в основном побережье. Когда-то. давным-давно, первых поселенцев кормило море и прибрежные скалы. Знаменитые птичьи базары кольцом окружали страну. Но и сейчас каждую весну более 230 различных видов птиц прилетают к скалам Исландии. И с давних времен жители острова использовали этот природный птичник. Существовал целый промысел сборщиков свежих яиц, правда, доступ к гнездам был открыт лишь тем, кто обладал изрядным запасом силы и ловкости.

...Снасть у любителей свежих яиц довольно простая: мешок за плечами и связка прочного каната. И конечно, нужен напарник с литыми мускулами и ясной головой. Когда раскачиваешься между небом и землей, вернее, между небом и острыми скалами, в которые океан с размаху швыряет волну за волной, нужно твердо знать, что рука на том конце каната не дрогнет.

Сейчас людей со связкой каната можно увидеть на прибрежных скалах Исландии не только весной. Азарт скалолазания заразителен. Среди туристов тоже встречаются любители острых ощущений. Древний промысел становится своеобразным аттракционом: летишь, и просто дух захватывает!

Люди бредут по колено в воде. Спускаются все ниже и ниже. В царство вечной ночи их ведет река. Но кто знает, где кончится путь? Впереди что-то тяжело рухнуло в воду, в ноги плеснула упругая полна: глыба камня или таинственное существо, навечно поселившееся во мраке пещеры. Мощный сноп света не может побороть темноту. Тяжелую и загадочную... На каждом шагу людей подстерегают опасности мира мрака ■и безмолвия. Каменные зубы огромных сталактитов рвут одежду и снаряжение. Путь преграждают осыпи из многотонных камней. Тихая река временами убыстряет свой бег и свивается в стальные мускулы беснуюшихся водоворотов. Вода под землей непроницаема, черна и таинственна... Но вот река кончается, впереди зеркальная поверхность подземного озера. Так проходили исследования пещеры Аггте-лек, расположенной в горах северной Венгрии.

Сорок тысяч лет тому назад она впустила под своды своих первых «исследователей». Сюда, спасаясь от пронизывающего дыхания северного ледника, вполз лохматый обмороженный человек. Отогрелся и привел свое племя. Не раз еще пещера служила первобытному человеку. Потом ее открыли вторично, уже в наши дни.

...Сказочные подземные дворцы, запутанные галереи, узкие извилистые лазы, сверкающие кальцитовые драпировки и занавеси, белоснежные сосульки сталактитов и нерукотворные сталагмитовые башни. Перед туристами пешера открыла неповторимое...

Когда серый силуэт Пэпе растворился в холмах и исчез, мать вдруг обмякла. Высоким, жалобным голосом завела она похоронный плач.

— Прекрасный наш, храбрый наш, — причитала она. — Защитник наш, сын наш ушел от нас.

— Прекрасный наш, храбрый наш. Он ушел от нас, — вторили ей Эмилио и Рози.

Это был традиционный плач по умершему. Он поднимался до пронзительного вопля и падал до глухого стона. Три раза мать повторила этот вопль, затем повернулась, вошла в дом и закрыла за собой дверь.

Эмилио и Рози стояли растерянные в свете занимающегося дня. Из дому до них доносились рыда-

20