Вокруг света 1966-08, страница 63

Вокруг света 1966-08, страница 63

ИОСИФ ГЕРАСИМОВ, наш. спец. корр.

врлг ОЮЫ

В центре нашей планетной системы — ближайшая наша звезда, Солнце... Оно не так далеко от Земли—всего в 107 солнечных диаметрах. Солнце— огромный водородный ядерный котел, который посылает на Землю не только свет и тепло, но и невидимые частицы — осколки термоядерных реакций.

Как все это отражается на земной жизни, на людях?

Два пути исследования были выбраны Чижевским: изучение изменений в функциональном состоянии нервной системы человека под влиянием солнечного фактора и изучение мировой статистики эпидемических заболеваний. Им подняты были материалы по большинству эпидемий и пандемий с глубокой древности. Невероятная по своей скрупулезности работа! И тогда была установлена известная связь силы эпидемий холеры, гриппа, чумы, дифтерии, возвратного тифа, менингита — заболеваний разного происхождения — с солнечной деятельностью

Конечно, учитывались и социальные условия и те медицинские профилактические мероприятия, которые влияли на характер эпидемий. Но опасность их действия возрастала всегда в годы наибольшей активности Солнца.

«Наблюдательные врачи полвека назад заметили одно явление, — писал А. Л. Чижевский, — которое долгое время не имело рационального объяснения, а именно: если в начале приема являлись пациенты с острыми заболеваниями, то можно было ожидать появления таких же больных в этот день и в следующие два-три дня. Затем наступал некоторый промежуток времени, почти свободный от

Рисунок Э. КОСТИНА

таких больных. Далее было замечено, что больные, страдающие болезнями нервной и сердечнососудистой системы и т. д., испытывали приступы наиболее сильных болей в одно и то же время, независимо от того, в каких условиях они жили. Точный учет этих явлений показал, что приступы стенокардии, невралгических головных болей и т. д., имевшие место у самых разнообразных больных, часто совпадают друг с другом до двух-трех дней и затем одновременно прекращаются на некоторые промежутки времени. Чрезвычайно отчетливую картину синхронизма показала статистика «внезапных смертей».

Вел кропотливое изучение этих случаев и Александр Леонидович. И заключил: «Существуют мощные внеземные факторы, которые воздействуют определенным образом на всю поверхность планеты, на ее биосферу».

Вот так, в комнате на Звездном бульваре в Москве, узнал я, что Солнце, которое считал всегда другом человека, дающим ему жизнь, тепло, свет, — это же самое Солнце может быть его врагом. Оно не трогает здоровых и крепких, но бьет по больным и изможденным, и удары его так сильны, что останавливают порой биение сердца...

И все-таки этот человек любил солнце. Его лучи он расплескал по своим акварелям. Он писал о нем стихи:

Великолепное державное светило, Я познаю в тебе собрата-близнеца, Чьей огненной груди нет смертного конца, Что — в бесконечности, что будет и что было.

Солнце...

61